Найти в Дзене
Игорь Болбат

Общественные обсуждения качества школьного питания

Объединение потребителей России в Красноярском крае, согласно ст. 24 ФЗ 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», выступает организатором Общественных обсуждений на тему: «Согласование с родителями учеников, перечня производителей продуктов питания поставляемых в школьные столовые. Отказ от поставок продуктов питания произведённых недобросовестными производителями, которые не раз привлекались к ответственности за фальсификат. Публикация в сети интернет поставляемых в школьные столовые продуктов питания. Программа: Школьное молоко».

В соответствие с частью 4 статьи 3 Федерального Закона 212-ФЗ организаторами Общественного обсуждения могут быть общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации. Объединение потребителей России, согласно ФЗ «О защите прав потребителей» является субъектом общественного контроля. Для организации Общественных обсуждений посредством сети интернет, предусмотренных ст. 24 ФЗ 212, сформирована инициативная группа и организатор проведения Общественных обсуждений.

Постановка проблемы

Ст. 37 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 1. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Таким образом, ответственность за питание несет школа, независимо от того, кто фактически осуществляет деятельность по готовке пищи, а основная ответственность за качество питания в школе возлагается на директора школы. Услуги питания для школьников на территории школ являются неотъемлемой частью образовательных услуг, которые предоставляются школами по договору об образовании, заключаемому администрацией школ с родителями учащихся.

К сожалению, в настоящее время надзорные органы и организаторы питания уделяют недостаточно внимания контролю качества продуктов питания поставляемых в школьные и дошкольные учреждения. В ряд сельских школ Красноярского края не организованы централизованные поставки продуктов питания, школа покупает продукты питания в поселковом магазине минуя процедуры выбора поставщиков и должного оформления документации. Такая ситуация, была выявлена нами в Болшемуртинском районе Красноярского края. Нет и публикации в интернете информации о производителях поставляемых в учреждения продуктов питания. Как результат, в школах и детских садах, нередко встречаются суррогатные заменители молочных продуктов, мясо, овощи и фрукты низкого качества. Возможно, мы имеем дело с бездействием органов государственной власти в части надлежащего контроля качества поставляемых продуктов питания в бюджетные учреждения.

В настоящее время Министерством образования Красноярского края не предусмотрен механизм контроля качества поставляемых продуктов питания. Кроме того, при поступлении жалобы в министерство на качество продукта, сотрудник министерства может теоретически передать эту информацию в Роспотребнадзор, чего, по нашему мнению, по факту не происходит. Мы уже обращались с такими вопросами к специалистам регионального министерства, например по питанию в школах города Железногорска, никакой реакции со стороны министерства не последовало.

Зачастую в школьные столовые поставляются продукты производителей, которые уже неоднократно привлекались к ответственности за производство фальсифицированной продукции. Существующее законодательство предусматривает приостановку коммерческой деятельности недобросовестных производителей, привлекающийся к ответственности два и более раза. И в первую очередь, речь о молочных продуктах. По нашему мнению, родители имеют право отказаться от поставки в школы таких недобросовестных производителей. Более того, существующее законодательство позволяет согласование списка одобренных производителей с родительским сообществом, в лице их представителей в Родительском комитете школы. Родители тратят свои финансовые средства на питание детей и вправе выбирать только доброкачественные продукты. Важным моментом является публикация в сети интернет, не только школьного меню, но и списка производителей продуктов питания, сроков годности, закупочной цены, поставляемых продуктов. Питание младших классов осуществляется за счёт бюджета, а значит закупки должны быть публичными, в том числе с публикацией производителей.

Низкий уровень жизни граждан повсеместное явление для всей России и это придаёт особое значение решению Президента Владимира Путина о питании младших школьников за счёт бюджета. Не исключение и Красноярский край, где в сельских территориях нередки случаи низкого уровня жизни, горячее питание в школе и «школьное молоко», очень важные компоненты для жизни и здоровья подрастающего поколения. Важно помнить, что Роспотребнадзор неоднократно рекомендовал включить в рацион школьников молоко, как особо важный для формирования детского организма продукт. В связи с этим предлагаем реализовать программу «Школьное молоко», согласно которой каждый школьник будет получать ежедневно 0,2 л витаминизированного молока.

Вопросы к обсуждению

• Согласование с родителями учеников, перечня производителей продуктов питания поставляемых в школьные столовые;

• Запрет поставок продуктов питания произведённых недобросовестными производителями, которые не раз привлекались к ответственности за фальсификат;

• Публикация в сети интернет поставляемых в школьные столовые продуктов питания;

• Программа: Школьное молоко.