Найти тему
Петр Власов

2МВ: «бронированные самураи» (3)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средние танки в 30-е годы считались «оружием прорыва», средством подавления противника, так как могли нести более крупное вооружение, чем легкие танки, и имели более толстую броню. Средние танки были значительно более трудоемкими и дорогими; поэтому к началу 2-й мировой войны во всех армиях мира их было меньше, чем танков легких. Однако опыт уже первых боев и большие потери легкой техники привели к увеличению производства средних танков, которые заняли главенствующее положение в системе танковых вооружений всех европейских стран. В Японии тоже осознали значение средних танков и в ходе войны расширили их производство, хотя из-за слабой танкостроительной промышленности построенные в довоенное время многочисленные легкие танки продолжали доминировать на тихоокеанском театре военных действий.

Средний танк «2589» и «2594» 1929 г

-2

Конструкция, производство:

Корпус – клепаный, двигатель – сзади; башня клепаная, поворотная, пушечно-пулеметная. Средства связи отсутствовали. Средний танк «2589» был разработан в 1929, но первая машина собрана только в 1931; в 1934 танк модифицирован (несколько изменена ходовая часть, появился откидной «хвост» для преодоления рвов). Усовершенствованная версия получила обозначение «2594» (или просто «94»). Танк выпускался до 1937 г; произведено (обеих версий) 230 единиц.

ТТХ:

Вес 14 т. Бронирование: лоб корпуса – 17мм, борт –11мм, башня – 15-11мм. Вооружение: 1х57-мм пушка «91», 2х6,5-мм пулемета (один в лобовом листе корпуса, второй – сзади в башне, отдельно от пушки). Двигатель: «Мицубиси», 6‑цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощностью 115 л.с. (на «2594» - дизель «Мицубиси» мощностью 160 л.с.). Скорость: 27 км/ч. Запас хода: 160 км («94» - 200 км). Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 340, ширина рва – 2,5 м, высота стенки, м – 0,83 м, глубина брода – 1,0 м. Экипаж: 4 человека.

Боевые качества:

В целом это была устаревшая для 30‑х годов конструкция с недостаточными для среднего танка бронезащитой и подвижностью.

Боевое применение:

Все танки типа «2589» и «2594» применялись в Китае и на Халхин‑Голе; с 1941 включались в состав десантных отрядов, захватывавших тихоокеанские острова. Вплоть до 1944 года воевали на Филиппинах.

Средний танк «2597» («Чи‑ха») 1937 г.

-3

Конструкция, производство:

Корпус – клепаный, двигатель – сзади; башня клепаная, поворотная, пушечно-пулеметная. Средства связи отсутствовали (но командирские машины имели рацию). Средний танк «2597» был разработан в 1936, но принят на вооружение и запущен в производство только в конце 1937 после оценки боевого опыта, полученного с началом войны в Китае. В 1940 танк модернизирован: поставлена более просторная «артиллерийская» башня с мощной длинноствольной противотанковой пушкой; эта версия получила обозначение «Шинхото Чи‑ха». Танк производился до 1943 г; всего выпущено 1.220 экземпляров обеих версий. Правда, по другим данным, всего произведено 2.123 танка, в том числе 757 – версии «Шинхото Чи‑ха». Но независимо от того, какая из этих цифр верна, несомненно то, что средний танк «Чи-ха» после легкого «Ха-го» являлся вторым по массовости японским танком 2-й мировой войны и вместе с «Ха-го» составлял основу японских бронетанковых сил.

ТТХ:

Вес 14 т («Шинхото Чи‑ха» - 15,8 т). Бронирование: лоб корпуса – 25мм, борт – 22мм, башня – 25-20мм. Вооружение: 1х57-мм пушка «97» («Шинхото Чи‑ха» - 47-мм пушка), 2х7,7-мм пулемета (один в лобовом листе корпуса, второй – сзади в башне, отдельно от пушки). Двигатель: дизель «Мицубиси» 12‑цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 170 л.с. Скорость: 40 км/ч. Запас хода: 210 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 350, ширина рва – 2,5 м, высота стенки, м – 0,76 м, глубина брода – 1,0 м. Экипаж: 4 человека.

Боевые качества:

Традиционное для японских бронетанковых войск отсутствие связи на танках «Чи-ха» было несколько нарушено: командирские машины оснащались рациями (командирскую машину было легко определить по поручневой антенне на крыше башни); однако сигналы подчиненным танкам передавались по-прежнему флажками. Командир каждого «Чи-ха» имел перископ – роскошь для японских танков, обычно оснащенных только щелями для наблюдения за местностью (но на «Чи-ха» эти щели впервые закрыли бронестеклами). 57-мм пушка с длиной ствола 18,5 калибров имела начальную скорость 2,7 кг фугасного снаряда 480 м/с. 47‑мм пушка версии «Шинхото Чи‑ха» с длиной ствола 48 калибров разгоняла 1,4‑кг снаряд до 825 м/с, и на дистанции 500 м пробивала 50‑мм броню. На крыше башни модернизированного танка имелся кронштейн, позволявший закрепить пулемет для стрельбы по самолетам.

Боевое применение:

Танки «тип 2597» («Чи-ха») принимали активное участие в боях в Китае, Малайе, Сингапуре, Гуадалканале, Сайпане, Гуаме. «Шинкото Чи-ха» впервые вступил в бой в мае 1942 на полуострове Батаан (о. Лусон, Филиппины); затем воевал на Сайпане, Иводзиме, Окинаве, Манчжурии и Курильских островах.

Средний танк «Тип 1» («Чи‑хе») 1941 г.

-4

Конструкция, производство:

«Чи-хе» являлся модернизационным развитием «Шинхото Чи‑ха»; тем не менее, японцы обозначили его, как танк нового типа. На «Чи-хе» корпус и башня наконец-то стали не клепанными, а сварными (в нескольких местах для усиления сварочного соединения добавлялась и клепка). Лобовые листы были спрямлены, исчезли выступающая рубка впереди и жалюзи в бортах; толщина бронелистов была увеличена. Увеличена и башня, в которой стали помещаться три человека. Танк получил более мощный двигатель. Средства связи – как на «Чи-ха». Средний танк «Тип 1» («Чи-хе») был разработан в 1941 и выпускался параллельно с «Чи-ха» до 1945 г.; всего был произведен 601 экземпляр (по японским данным; американцы утверждают, что «Чи-хе» построили не более 170 шт.).

ТТХ:

Вес 17,2 т. Бронирование: лоб корпуса – 50мм, борт – 25мм, башня – 25мм. Вооружение: 1х47-мм пушка «Тип 1», 2х7,7-мм пулемета (один в лобовом листе корпуса, второй – сзади в башне, отдельно от пушки). Двигатель: дизель «Мицубиси» 12‑цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 240 л.с. Скорость: 44 км/ч. Запас хода: 210 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 350, ширина рва – 2,5 м, высота стенки, м – 0,76 м, глубина брода – 1,0 м. Экипаж: 5 человек.

Боевые качества:

При сохранении лучших черт «Шинхото Чи-ха» усовершенствования на «Чи-хе» усилили защищенность машины как утолщением брони, так и более надежным сварочным креплением бронелистов. Появление пятого члена экипажа освободило командира от работы с орудием и позволило полностью переключиться на управление боем. Новая 47-мм противотанковая пушка с длиной ствола 62 калибра развивала начальную скорость 1,52-кг бронебойного снаряда до 826 м/с и стала пробивать на 500 м броню 68-мм, а на 1000 м – 45-мм. За счет установки более мощного дизеля скорость даже потяжелевшего «Чи-хе» несколько увеличилась по сравнению с «Чи-ха».

Боевое применение:

Танки «Чи-хе» не составляли собой отдельных подразделений; их сводили в одни роты с «Шинхото Чи-ха», и эти машины действовали совместно на Филиппинах, Сайпане, Иводзиме, Окинаве, в Манчжурии и на Курильских островах.

Примечание:

На базе «Чи-хе» в 1942 году был построен 16,7‑тонный «артиллерийский» средний танк «Тип 2» («Хо‑и») с 75‑мм короткоствольным орудием «Тип 99». Этот танк предназначался для непосредственной артиллерийской поддержки, но был выпущен незначительной партией (всего 33 машины). Так же незначительной серией (всего 60 шт.) был построен танк «Тип 3» («Чи-ну»), являвшийся дальнейшим развитием «Чи-хе». Так как ни «Хо-и», ни «Чи-ну» из-за своей малочисленности практически не сыграли никакой роли в войне, эти машины рассматриваться здесь не будут.

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелые танки в 30-е годы даже в ведущих в области танкостроения государствах встречались крайне редко. В то время основу танковых войск во всех странах составляли легкие танки, а роль «машин прорыва» отводилась средним танкам. Для тяжелых танков их «звездный час» наступил уже в разгар 2-й мировой войны, в 30-е же годы этот вид техники являлся практически экспериментальным. Вот и японцы в 30-е годы для эксперимента построили несколько «тяжелых» 18-тонных трехбашенных машин, получивших обозначение «2591» («Чи-и») и «2595», а так же изготовили макеты 32-тонного и даже 100-тонного танков (но дальше макетов дело не пошло). На этом дело и остановилось. «Тип 2591» испытали в 1938 году в бою в Китае, а в ходе 2-й мировой войны японские тяжелые танки практически не использовались. Учитывая это обстоятельство, а так же их крайнюю малочисленность, в этом обзоре, посвященном реальной боеспособности войск, данные машины рассматриваться не будут.

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ (САУ)

Самоходные артиллерийские установки (САУ) в 30-е годы еще не были распространены; работы по созданию таких систем вели лишь немногие страны. Только в ходе 2-й мировой войны САУ были оценены и получили широкое распространение в европейских армиях, как мобильная артиллерийская поддержка пехотных и танковых частей. Соответственно, и Япония в конце 30-х годов лишь эпизодически экспериментировала в этом направлении, не доводя свои опыты до серийного производства. С началом же 2-й мировой войны, когда все средства и силы японской промышленности были брошены на развитее авиации и флота, а бронетанковым и артиллерийским войскам из-за ограниченности ресурсов уделялось намного меньше внимания, японцам уже было не до развития новых систем. Поэтому за все время 2-й мировой войны в Японии было построено чуть более 150 единиц САУ всех разработанных японскими инженерами типов, включая в эту цифру и экспериментальные модели, изготовленные в количестве 1-2 экземпляров! Из них 138 самоходок были серийными; они принадлежали одному типу, спроектированному в 1941 году на базе среднего танка «Чи‑ха».

Самоходные артиллерийские установки «Хо‑ни» и «Хо‑ро» 1941 г.

-5

Конструкция, производство:

САУ на ходовой базе среднего танка «Чи‑ха» с установленной в центре неподвижной броневой рубкой, открытой сверху и сзади. Орудие, крепившееся в лобовом листе рубки, определялось назначением самоходки. Противотанковая САУ «Хо-ни I» вооружалась 75‑мм пушкой; САУ поддержки пехоты «Хо-ни II» оснащалась 105-мм гаубицей. «Резервом командования» являлась самая мощная САУ «Хо-ро», вооруженная 150-мм гаубицей. Все САУ выпускались с 1941 по 1943 г; построено 125 «Хо-ни» (обеих модификаций) и 13 «Хо-ро» (общее число САУ на базе «Ха-го» - 138 единиц).

ТТХ «Хо-ни I» («Хо-ни II»):

Вес 15,4 т («Хо-ни II» – 16,3 т). Бронирование: лоб корпуса – 25мм, борт – 20мм («Хо-ни II» - 12мм), лоб рубки – 51мм, борт рубки – 25мм («Хо-ни II» - 12мм). Вооружение: 1х75-мм пушка «90» («Хо-ни II» – 1х105-мм гаубица «91»). Двигатель: дизель «Мицубиси» 12‑цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 170 л.с. Скорость: 38 км/ч. Запас хода: 210 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 300, ширина рва – 2,5 м, высота стенки, м – 0,76 м, глубина брода – 1,0 м.Экипаж: 5 человек.

Боевые качества:

Бронезащита японских САУ оставляла желать лучшего как по толщине брони, так и по уровню защищенности (а точнее, незащищенности) экипажа. 75-мм пушка противотанковой «Хо-ни I» пробивала на дистанции 450 м 100-мм броню, на дальности 900 м – броню толщиной 75мм. 105-мм гаубица САУ «Хо-ни II» посылала 15,8-кг снаряд до 10.800 м со скорострельностью 8 выст./мин. САУ «Хо-ро» «плевалась» 35,9-кг снарядами со скорострельностью 5 выст./мин на дальность до 15.000 м. Американцы признавали, что САУ «Хо-ни» и «Хо-ро» были единственными машинами японских бронетанковых сил, способными справиться на поле боя с любым танком США.

Боевое применение:

Основная масса и «Хо-ни», и «Хо-ро» применялась в боях на о. Лусон в декабре 1944 года.

-6

2МВ: «бронированные самураи» (1)

2МВ: «бронированные самураи» (2)

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…