Найти тему
Татьяна Монтессорит

Боюсь, что вседозволенность системы Монтессори навредит ребёнку, он вырастет эгоистом

Меня зовут Татьяна, я - гид Монтессори 0-3, 3-6, 6-12 лет, мама 2 детей. Изучаю ненасильственное общение и поддерживаю родителей в воспитании детей знаниями, опытом, эмпатией.

Самый распространённый миф о системе Монтессори - это свобода=вседозволенность.

Всё не так просто со свободой в классе Монтессори. Дело в том, что она идёт рука об руку с дисциплиной.

Свобода бывает "от чего-то" и "для чего-то".

В Монтессори свобода "для":

  • Выбора деятельности, соотносящейся с культурой школы. Например, можно работать с материалом, но бросать его и разрушать нельзя;
  • Выбора материла, с которым ты будешь работать;
  • Выбора продолжительности работы. Ребёнок сам выбирает, сколько времени ему необходимо для работы с материалом;
  • Выбора работать одному или в паре, группе;
  • Выбора места работы: на полу или на столе, когда материал подразумевает выбор. Есть материал, с которым можно работать только на столе или только на полу;
  • Самостоятельности. Самостоятельно планировать свою работу, выбирать материал для реализации, выполнять работу, заканчивать её;
  • Допускать ошибки, находить их и исправлять;
  • Действий в рамках правил класса, школы. В среде 0-3 и 3-6 лет правила даются ребёнку. В среде 6-12 лет создаются вместе с детьми. Для класса 6-12 свобода для законотворчества и проверки опытным путём, насколько эти правила работают;
  • Приобретения и проживания опыта, а не впитывание опыта учителя и других взрослых.
  • Генерирования идей, проектов, докладов, спектаклей, путешествий, их подготовки и реализации.
  • Отдыха, расслабления, движения, когда это необходимо.

Свобода нужна для того, чтобы учиться, исследовать глубину вопроса, следовать своим интересам, открывать и создавать новое, уметь выбирать, рисковать, чувствовать себя свободным и нести ответственность.

Фото из класса Монтессори я не публикую, поэтому фото на просторе заповедника Зюраткуль
Фото из класса Монтессори я не публикую, поэтому фото на просторе заповедника Зюраткуль

Свободу "для" от свободы "от" отличает дисциплина. Она реализуется в классах Монтессори через правила:

  • Оберегать работу свою и другого. Прежде чем включиться в работу других детей, спросить у них разрешения;
  • Поддерживать порядок в классе. Убирать своё рабочее место сразу после работы в классах 0-3 и 3-6, в классе 6-12 после Монтессори сессии;
  • Соблюдать тишину в классе, если что-то нужно спросить, обсудить с гидом или другим ребёнком можно подойти к нему и сделать это;
  • Бережно обращаться с материалом;
  • Говорить о себе, но не о другом;
  • Ходить по классу спокойным шагом, тихо закрывать двери, переносить и задвигать стулья спокойно и бесшумно. Этому учат детей в возрасте 0-3 и 3-6 лет.

Это общие правила, которые поддерживают дисциплину. В разных классах и разных школах они могут дополняться, изменяться под среду класса и детей, которые приходят. В классе 6-9 мы меняли некоторые правила и создавали вместе с детьми, чтобы они работали на благополучие каждого ребенка в классе и педагогов.

О том, как быть с правилами, когда они нарушаются напишу в следующий раз.