Доисторическое искусство основоположник всей истории искусств. обычно выделяют два основных периода в доисторическом искусстве: 1. Палеолит (- около 10 000 до н. э.) 2. Неолит (С. 10,0000 до н. э.-2000 до н. э.)
В этой статье мы поговорим о палеолите и его основных особенностях.
1.1 Палеолит (- около 10 000 лет до н. э.)
Люди создают искусство. Мы делаем это по многим причинам и с любыми доступными нам технологиями. Но можем ли мы действительно знать, что первоначально означали эти древние изображения?
Что мы действительно можем знать о создателях этих картин и о том, что первоначально означали эти изображения? Это вопросы, которые достаточно трудны, когда мы изучаем искусство, сделанное всего 500 лет назад. Гораздо опаснее утверждать значение искусства людей, которые разделяли нашу анатомию, но еще не развили культуры или языковые структуры, которые сформировали то, кем мы стали.
1. Первые пещеры
Когда нам говорят об древнейшем искусстве, первое, что мы вспоминаем – пещеры с различными изображениями фигур животных, людей. Пещеры Шове-Пон-д'Арк, Ласко, Пех-Мерль и Альтамира содержат наиболее известные образцы доисторической живописи и графики. Здесь представлены удивительно выразительные изображения животных и некоторых людей, в которых используется сложная смесь натурализма и абстракции. Археологи, изучающие людей эпохи палеолита, считают, что картинам, обнаруженным в 1994 году в пещере Шове-Пон-д'Арк в долине Ардеш во Франции, более 30 000 лет. Изображения, найденные в Ласко и Альтамире.
2. Первые орудия.
Орудия доисторической эпохи тоже можно отнести к искусству. Это огромный скачок в эволюции человеческой расы. Но можем ли мы сказать, когда было сделано первое такое орудие? Сделанные почти два миллиона лет назад каменные орудия, подобные этому, являются первым известным технологическим изобретением. Этот рубящий инструмент и другие подобные ему-самые старые предметы в Британском музее. Он происходит из раннего человеческого лагеря в нижнем слое отложений в Олдувайском ущелье, Танзания. Этот и другие орудия датируются примерно 1,8 млн лет назад. Используя другой твердый камень в качестве молотка, создатель сбил хлопья с обеих сторон базальтовой (вулканической лавы) гальки так, чтобы они пересекались, образуя острый край. С его помощью можно было рубить ветки с деревьев, резать мясо крупных животных или дробить кости для получения костного жира—существенной части рациона раннего человека. Хлопья также могли быть использованы в качестве небольших ножей для легких задач.
Для некоторых людей этот артефакт может показаться грубым; как мы можем быть уверены, что он сделан человеком, а не просто разбит камнепадами или растоптанными животными? Внимательный взгляд показывает, что кромка образована преднамеренной последовательностью умело расположенных ударов более или менее однородной силы. Многие объекты одного и того же типа, сделанные одним и тем же способом, встречаются в группах, называемых ассамбляжами, которые иногда ассоциируются с ранними человеческими останками. В противоположность этому, природные силы действуют хаотично и с переменной силой; никакой закономерности, цели или единообразия не видно в изменениях, которые они вызывают.
Хотя ручные топоры использовались для различных повседневных задач, включая все аспекты снятия шкур и разделки животных или обработки других материалов, таких как дерево, этот пример намного больше, чем обычный полезный размер таких ручных инструментов. Несмотря на свою симметрию и правильные края, он кажется трудным в использовании. Когда язык начал развиваться вместе с изготовлением инструментов, был ли этот ручной топор создан для того, чтобы предлагать идеи? Указывает ли тщательность и мастерство, с которыми он был сделан, на зарождение художественного чувства, присущего только человеку?
3. Пещерные Камни Аполлона 11.
Все свидетельства указывают на Африку как на источник происхождения нашего вида ... является ли Африка также родиной искусства? Примерно 25 000 лет назад в скальном убежище в горах гуннов Намибии на юго-западном побережье Африки (сегодня это часть трансграничного парка ай-ай Рихтерсвельд) на каменной плите размером с ладонь было нарисовано углем животное. Камень был оставлен позади, со временем став погребенным на полу пещеры слоями отложений и обломков до 1969 года, когда команда во главе с немецким археологом В. Э. Вендтом раскопала скальное убежище и нашла первый фрагмент (внизу, слева). Пещерные камни —это то, что археологи называют art mobilier-мелкомасштабное доисторическое искусство, которое является подвижным. Но мобильное искусство, как и наскальное искусство в целом, не является уникальным для Африки. Наскальная живопись-это глобальное явление, которое можно найти по всему миру—в Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке. Хотя мы не можем точно знать, что эти ранние люди имели в виду, сосредоточившись на искусстве как продукте творчества и воображения человечества, мы можем начать исследовать, где и почему началось искусство.
4. Венера Виллендорфская.
Артефакт, известный как Венера Виллендорфская, датируется 24-22 тысячами лет до нашей эры, что делает его одним из старейших и наиболее известных сохранившихся произведений искусства. Но что значит быть произведением искусства?
Ясно, что палеолитический скульптор, создавший эту маленькую фигурку, никогда бы не назвал ее Венерой Виллендорфской. Венера - имя римской богини любви и идеальной красоты. Когда эту фигуру обнаружили за пределами австрийской деревни Виллендорф, ученые ошибочно предположили, что она также была богиней любви и красоты. Тем не менее, нет абсолютно никаких доказательств того, что Венера Виллендорфа разделяла функцию, аналогичную своей классически вдохновленной тезке. Каким бы неверным ни было это имя, оно сохранилось и говорит нам больше о тех, кто ее нашел, чем о тех, кто ее создал. Датировка тоже может быть проблемой, тем более что доисторическое искусство, по определению, не имеет письменных записей. На самом деле определение слова доисторический состоит в том, что письменности еще не существовало, поэтому создатель Венеры Виллендорф не мог же он вырезать на обороте надпись “Боб сделал это в 24 000 году до н. э.". Кроме того, каменные артефакты представляют особую проблему, поскольку нас интересует дата, когда был вырезан камень, а не дата самого материала. Несмотря на эти препятствия, искусствоведы и археологи пытаются установить даты доисторических находок. В отсутствие письменности искусствоведы полагаются на сами предметы, чтобы узнать о древних народах. Форма Венеры Виллендорфской—то есть то, как это выглядит,—вполне может сообщить то, что он изначально имел в виду. Наиболее заметными элементами ее анатомии являются те, которые связаны с процессом размножения и воспитания ребенка. Художница особенно старалась подчеркнуть свою грудь, что, по мнению некоторых ученых, указывает на то, что она способна кормить ребенка грудью. Художник также обратил особое внимание на ее лобковую область. Следы пигмента-красной охры-все еще можно увидеть на некоторых частях статуэтки. Без сомнения, мы можем узнать от Венеры Виллендорфской гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Мы узнаем об относительной датировке и стратификации. Мы узнаем, что эти кочевники, жившие почти 25 000 лет назад, заботились о том, чтобы сделать предметы красивыми. И мы можем узнать, что эти палеолитические люди осознавали важность женщин. Венера Виллендорфская - лишь один из примеров десятков палеолитических фигур, которые, как мы полагаем, могли быть связаны с плодородием. Тем не менее, она занимает видное место в истории человеческого искусства.
5. Зал Быков, Ласко
Мы так же склонны общаться, используя легко интерпретируемые картинки, как и текст. Портативные портативные устройства позволяют нам рассказывать другим через социальные сети, что мы делаем и думаем. Примерно 15 000 лет назад мы также общались в картинках — но без письменного языка. Пещера Ласко, Франция, является одним из почти 350 подобных объектов, которые, как известно, существуют — большинство из них изолированы в регионе Южной Франции и Северной Испании.
Животные изображены в так называемой ”искривленной перспективе", в которой их тела изображены в профиль, в то время как мы видим рога с более фронтальной точки зрения. Изображения иногда полностью линейные-линии, нарисованные для определения контура животного. Во многих других случаях животные описываются сплошными и смешанными цветами, выдуваемыми ртом на стену. В других частях пещеры Ласко художники вырезали линии на мягкой кальцитовой поверхности. Некоторые из них наполнены цветом—другие-нет.
Учитывая масштабность многих изображений животных, мы можем предположить, что художники работали сознательно-тщательно вычерчивая определенную форму, прежде чем завершить контуры и добавить цвета. Некоторые исследователи полагают, что” мастера " - художники прибегали к помощи помощников, которые смешивали пигменты и держали лампы с животным жиром, чтобы осветить пространство. Многие ученые размышляли о том, почему доисторические люди рисовали и гравировали стены в Ласко и других подобных пещерах. Пожалуй, самая известная теория была выдвинута священником по имени Анри Брейль. Опираясь главным образом на область этнографии, Брейль полагал, что изображения играют определенную роль в “охотничьей магии".” Теория предполагает, что доисторические люди, которые пользовались пещерой, возможно, верили, что способ подавить свою добычу включал создание ее изображений во время ритуалов, призванных обеспечить успешную охоту. Другая теория предполагает, что образы передают нарративы (истории). В то время как ряд изображений можно увидеть, чтобы сделать это, один конкретный образ в Ласко более непосредственно поддерживает эту теорию. Бизон, нарисованный сильными черными линиями, ощетинивается энергией, когда шерсть на его шее встает дыбом, а голова радикально поворачивается к нам лицом.
Пещеры Ласко-самые знаменитые из всех известных пещер в этом регионе. На самом деле их популярность постоянно ставит их под угрозу. С 1940 по 1963 год количество посетителей и их влияние на деликатно сбалансированную окружающую среду пещеры—которая поддерживала сохранение пещерных изображений так долго—потребовали закрытия пещеры для публики.
Многие тайны продолжают окружать Ласко, но есть одна несомненная истина. Сама человеческая потребность в общении в форме картинок—с какой бы то ни было целью-сохраняется с самого начала нашего существования.
(перевод статьи. первоисточник: https://smarthistory.org/prehistoric-art-landing/paleolithic-landing/)