Солдата, имя которого полевчане искали почти месяц, родные решили захоронить в Полевском. Бюрократические формальности решаются, и ближе ко Дню Победы должна состояться церемония перезахоронения.
Это уже второй случай за последние годы, когда журналисты «Рабочей правды» занимаются поисками родных погибших солдат. Шесть лет назад мы искали родных Николая Васильевича Пименова – тогда и имя было известно, и дом, в котором он жил, сохранился. Поэтому в течение нескольких часов общения с жителями улицы Советской и Красноармейской привели нас к дому его дочери Зинаиды Николаевны Волецкой. Спустя почти месяц останки солдата привезли в Полевской и захоронили на родной земле.
Осенью в редакцию обратился ветеран Афганской войны Сергей Болтин и сообщил, что в Волгоградской области у хутора Шохин обнаружили медальон. Задача предстояла не из лёгких – в медальоне не оказалось имени солдата, но сохранился адрес – Северский завод, ул. Кузнецовская, 37, и имя родственницы – Рыбакова (отчество – Ивановна).
Искали
Пропавших без вести или погибших на фронтах Великой Отечественной войны полевчан с фамилией Рыбаков мы не нашли. Среди тех полевчан, кто носит фамилию Рыбаковы, также не обнаружилось родственников. Оставалось одно предположение – фамилия у солдата другая. В течение нескольких недель жители бывшей Кузнецовской улицы вспоминали фамилии соседей, кто ещё жив и кого можно ещё спросить об этой семье, звонков в редакцию поступало очень много. Кисловы, Силины, Кармановы…
Совет ветеранов Северского трубного завода, обратившись в отдел кадрового администрирования предприятия, восстановил имя родственницы – Раиса, и дату рождения – 1915 г. Это всё, что было нам известно.
После публикации её имени полевчане вновь начали обрывать телефоны – а мы вновь и вновь проверяли ту или иную версию. Одни читатели сообщали, что сына Раисы Рыбаковой вроде бы звали Леонид, другие, что она жила одна, но к ней приезжали какие-то родственники, скорее всего, племянницы. Правда, никто не мог назвать их фамилии. Уже был назначен день, когда журналисты собирались ехать в Государственный архив административных органов Свердловской области», предстояло просмотреть тысячи листов донесений, в которых указывались данные солдат – адреса и имена родственников.
И нашли
Но утром 18 ноября позвонил Юрий Царёв, один из авторов книги «Вспомним всех поимённо», он обнаружил полевчанина, погибшего у хутора Шохин Волгоградской области 17 августа 1942 года и похороненного в братской могиле. Имя – Серафим Тимофеевич Добрынин. Но была загвоздка - в донесениях было указано, что он похоронен в братской могиле.
А извещение о гибели было выписано на отца – Тимофея Ивановича Добрынина, страшную весть первой узнала мать – Дарья Филипповна Добрынина. Они проживали по адресу: Северский завод, улица Сталина (XXII партсъезда), 29. Среди этой информации не было ничего, что бы связывало его с нашим неизвестным солдатом.
Уже поздним вечером этого же дня раздался телефонный звонок: один из читателей указал нам на ту же фамилию. Оставалось найти только родных, чтобы они подтвердили наши изыскания. И вы знаете, социальные сети сыграли в этом большую роль. В нашем городе оказалось огромное количество Добрыниных. В ответ на наши сообщения люди друг за другом писали: «К сожалению, нет».
20 ноября, спустя два дня, родные нашлись. Надежду Добрынину – внучку солдата – удалось разыскать за сотни километров от Полевского. Она сейчас с семьёй живёт в Башкирии.
– Огромное вам спасибо, что нашли меня и сообщили мне о моём дедушке (по линии отца) Серафиме Тимофеевиче Добрынине. Его жена (моя бабушка) Раиса Ивановна Рыбакова. Сына звали не Леонид, а Юрий. Всё остальное совпадает, – написала она в ответном сообщении.
В разговоре выяснилось, что в Полевском проживают её брат и мама. 21 ноября мы уже были у них в гостях. Александра Кузьминична, сноха Серафима Тимофеевича, приготовила фотографии родных. В семейном архиве сохранились фотокарточки и Серафима Тимофеевича, и Раисы Ивановны. Оказалось, они не были женаты. По словам Юрия Царёва, это было абсолютно привычным явлением для 30-х годов. Было у них двое детей – сын Юрий и дочь, которая умерла в младенчестве.
– Кто-то мне говорил, что в Полевской они приехали из другого города Свердловской области. Купили здесь дом и окоренились. Много нам о Серафиме Тимофеевиче не рассказывали: он работал в мартене Северского металлургического завода, а кем, не знаю, – вспоминает Александра Кузьминична. – На фронт его забрали в 20 с лишним лет.
На Сиротинском плацдарме
Роковой для Серафима Тимофеевича день пришёлся на 17 августа 1942 года. Спустя 78 лет, во время летней поисковой экспедиции, его останки были обнаружены на глубине 55–60 см, он лежал в стрелковой ячейке, судя по раздробленным костям черепа – удар пришёлся в голову. Земля сохранила каску героя, компас, карандаш и монету. И главное – медальон с информацией.
– В августе 1942 г. в Иловлинском районе велись ожесточённые бои, немцы прорывались к Сталинграду. Под сильнейший удар в этом районе попала и 40-я гвардейская стрелковая дивизия. По донесениям на 18 августа 1942 года потери составляли более 1000 человек, – рассказала руководитель поискового отряда «Взрыв» Наталья Попова.
В этом районе поисковики работают с 2018 года, за это время было поднято 144 бойца Красной армии. Расшифровано и прочитано по медальонам 13 имён, установлено по именным вещам 9 имён. Не один год уйдёт у поисковиков, чтобы поднять останки всех солдат. В 2021 году они вновь будут работать в этом районе и, может быть, среди поднятых солдат вновь окажутся полевчане.
Елена Медведева
Не только Серафим Добрынин...
Мартеновец Серафим Добрынин сражался в рядах 40 гвардейской стрелковой дивизии. Она была переформирована из 6 воздушно-десантного корпуса. Дивизия потом дошла до Вены, ее боевые традиции продолжала 17 гвардейская мотострелковая дивизия ПрикВО, расформированная уже в армии независимой Украины.
15 августа 1942 года дивизия, форсировав Дон, вступила в бой около станиц Ново-Григорьевская, Сиротинская, хуторов Шохино и Дубовой (малая излучина Дона) с задачей не допустить прорыва танков противника к Волге севернее Сталинграда .Дивизия занимала позиции по фронту 12 километров Сиротинская – Шохин – Старогригорьевка. В критический момент против гвардейской дивизии были задействованы силы до 5 дивизий немцев, итальянцев и батальоны прочих нацистских прихвостней вроде хорватских усташей. Все попытки врага отбросить дивизию за Дон оказались тщетными. Дивизия выполнила задачу, хотя кровопролитные ожесточенные бои стоили многих жизней. Список погибших во второй половине августа представляет собой многостраничный документ. К званиям Героев посмертно были представлены 16 бойцов младшего лейтенанта Кочеткова, сутки оборонявшиеся на высоте западнее Сиротинской и уничтожившие в оборонительном бою шесть танков и около батальона нацистов.
17 и 18 августа 1942 года десантники вели многочасовой и ожесточенный бой с превосходящими силами врага возле хутора Шохин Сиротинского района Сталинградской области (высота 180,9). Бой продолжался 17 часов. В бою с прорвавшимися танками погиб командир 116 полка подполковник Ушаков. В этом бою в своей стрелковой ячейке погиб сержант Добрынин. В ней его и нашли поисковики через 78 лет.
Бои на “Сиротинском плацдарме” с участием 40 гвардейской сд продолжались до ноября. Сиротинская и Шохин не раз переходили из рук в руки. Из полевчан только в составе дивизии в эти месяцы погибли стрелок Николай Богомазов с Розы Люксембург, 51 и Николай Колясников с Малышева, 50 – 21 августа, Александр Ощепков с улицы 1 мая, 43 – 22 августа. Есть еще один погибший в эти месяцы – курсант-пулеметчик Сергей Кондратьев, призванный Полевским РВК и погибший 4 октября в новых боях за Сиротинскую, однако у него и место рождения, и адрес для “похоронки” указаны московскими. Если это не описка, то, возможно, он из эвакуированных с московским заводом. 4 октября погиб Степан Шальных с Урицкого, 64 (ныне Тухачевского).
В боях за Сиротинскую 17 августа погиб и полевчанин сапер Петр Григорьев из 38 гвардейской сд (тоже развернутой из воздушно-десантного корпуса и сражавшейся бок о бок с 40 дивизией), на следующий день 18 августа погиб призванный Полевским РВК Петр Блинов, уроженец Курской области. В тот же день сложил голову и боец дивизии кургановец Алексей Асанов. 20 августа – призванный нашим РВК уроженец Чернушкинского района Леонид Короваев, 4 сентября – Евгений Кудрявцев с Пролетарской, 5, 10 сентября погиб сын железнодорожника со станции Сысерть (Станционный-Полевской) минометчик Евгений Дедюхин.
Уже в декабре, 24 числа, в Сталинграде в боях за завод “Красный Октябрь” погиб мраморец Семен Бедрин, сражавшийся в 39 гвардейской сд (тоже из той же серии переформированных воздушных десантников, брошенных под Сталинград).
И это – только из одного района, из трех дивизий за несколько месяцев. Практически все эти парни – 1922 или 1923 годов рождения. На момент гибели им было по 19-20 лет. За исключением Семена Бедрина, все они лежат в земле Сиротинского сельсовета.
Победа далась нам очень тяжело. Тем прочнее должна быть наша память о ней.
Евгений Иванченко