Так называется метод бизнес-планирования, нацеленный на предупреждение неприятностей. Название является калькой с латинского "premortem", что означает "предсмертный". Создание этой техники приписывают психологу Гари Кляйну и нейробиологу Дэниелу Левитину из США, но фактически она является вариантом известной с древности техники негативной визуализации или "premeditatio malorum" ("предопределённость плохого"), которую практиковали и Сенека, и Марк Аврелий. Свой вариант Кляйн и Левитин разработали изначально для планирования инвестиций, но потом оказалось, что его можно применять для любой сферы бизнеса.
Суть техники заключается в том, что группе сотрудников предлагают представить, что их бизнес-проект "умер" (разорился, неудачно завершился, план провалился). Требуется выяснить, почему это произошло. По результатам обсуждения составляется список ответов, каждому из них сопоставляются две оценки: 1) вероятность такого поворота событий; 2) "разрушительность" такого поворота событий. Затем составляется новый план развития проекта, в который закладываются меры по недопущению негативных сценариев. В первую очередь разрабатываются меры против самых вероятных и разрушительных негативных факторов.
По сравнению с обычной техникой "постмортем", когда анализ причин неудачи и поиск виноватых начинаются уже после краха проекта, техника "премортем" имеет следующие преимущества:
- Скептики получают возможность поделиться своими сомнениями. Пока всё идёт хорошо, несмелые скептики предпочитают помалкивать о проблемах, чтобы не раздражать начальство и коллектив. В итоге компания пребывает в состоянии групповой самоуверенности, не замечает угроз и с большей вероятностью терпит крах. Зато после смерти проекта все начинают говорить, что изначально понимали, к чему всё идёт. Процедура премортем позволяет всем этим экспертам высказаться еще в начале проекта и, тем самым, помочь его успеху.
- Запуск процедуры премортем подстёгивает поиск слабых мест. Пока всё идёт хорошо, каждый делает своё дело и не думает о проблемах, пока не столкнётся с ними. А в данной технике люди получают указание сосредоточится на поиске уязвимостей и потому находят их.
Ричард Талер, — отец поведенческой экономики, — так охарактеризовал эту технику: "Сколько войн могло бы не начаться, если бы кто-то сначала спросил: мы проиграли. Как?"
#психология жизни #планирование #философия жизни