Продолжаем расширять ваш кругозор как читателей и — возможно — будущих авторов.
Помимо старого, возникшего еще в 60-е годы, деления на «твёрдую» и «мягкую» научную фантастику исследователи этого мощного направления литературы выделяют еще ряд типов, которые громко заявили о себе в конце прошлого и в первые десятилетия нашего столетия.
Эксперименты со смешением жанров идут непрерывно и их мыслимые комбинации далеко не исчерпываются тем, о чём наша статья.
Готическая научная фантастика
Как ещё назвать формат, где сеттинг будущего соединяется, например, с вампирами? Причём существа эти непременно имеют научное обоснование. Они или результат заболевания / мутации, или параллельно с нами существующий биологический вид, или инопланетяне.
Примеры: романы Ричарда Мэтисона «Я, легенда», Джорджа Мартина «Грезы Фёвра» (да, задолго до «Песни льда и пламени» знаменитый фэнтезийщик сделал имя очень добротной научной фантастикой), Кейт Невермор «Кровь живущих» и, разумеется, культовый роман Питера Уоттса «Ложная слепота».
Также ещё можно вспомнить повесть «Космические вампиры» Колина Уилсона, которую в 1985 году экранизировали («Жизненная сила», реж. Тоуб Хупер).
Помимо клыкастых кровососов НФ может заимствовать и другие элементы готики: местом действия может быть викторианский замок с секретами, в сюжете могут фигурировать (научно объясненные) призраки и т.п. Хотя тут уже возникает пересечение с другим интересным поджанром.
Хоррорфант
Как легко догадаться, речь идёт о разнообразных гибридах фантастики с жанром ужасов.
Это направление широко эксплуатируется в кино (франшиза «Чужой» или, скажем, фильм «Сквозь горизонт» Пола Андерсона). Однако в НФ-литературе тоже не редки эксперименты с сюжетом, где наряду с технологиями будущего / инопланетянами фигурируют элементы жанра, широко популяризированного Стивеном Кингом.
Например, главных героев в НФ-сеттинге преследует потустороннее существо, или методами науки открывается портал в параллельное измерение, которое ассоциируется с адом (вспомните сюжеты игр Doom и Dead Space), или возникают иные пересечения с традиционно эксплуатируемыми религиозно-ужастиковыми темами.
Примеры: романы «Томминокеры» (по нему, кстати, готовят свежую экранизацию) Стивена Кинга и «Сфера» Майкла Крайтона (тоже имеет годную экранизацию). Обязательно прочтите трилогию «Зона Икс» Джеффа Вандермеера («Аннигиляция», «Консолидация» и «Ассимиляция» — первая совсем недавно экранизирована). А из совсем старенького настоятельно рекомендуем прочесть «Извне» Говарда Лавкрафта.
Технофэнтези и научное фэнтези
Представьте себе НФ-сеттинг с богами, мифологией и традиционными фэнтезийными элементами, которые здесь объяснены вполне научно. Чтение мыслей с помощью имплантов, плазменные мечи, левитация, материализация объектов из воздуха силами работающих под поверхностью планеты автоматических фабрик. Согласитесь, довольно интересное (и ещё не до конца иследованное) направление мысли писателя.
Бывает что и наоборот: в подчеркнуто научно-фантастический сеттинг вплетены без особого объяснения элементы фэнтези.
Книги про техномагию
Примеры: «Ночная Земля» Уильяма Ходжсона (родоночальник жанра), «Князь Света» Роджера Желязны, цикл Стивена Кинга «Тёмная Башня», «Понедельник начинается в субботу» Стругацких и, конечно, «Тайна заброшенного замка» Александра Волкова.
Технотриллер
Представьте себе историю с лихим сюжетом, в которой значительная часть текста посвящена описанию неких технологий не очень далекого будущего. Например — разведке или следственной работе. Или работе биотехнологов. Или классическую шпионскую историю с не существующим (на момент написания) оружием.
Примеры: мэтром жанра считается Том Клэнси, но Алексей Толстой ещё в 20-е годы прошлого века написал «Гиперболоид инженера Гарина». Также очень похожие сюжеты можно отыскать у Майкла Крайтона и Питера Уоттса.
Посткиберпанк (техноутопия)
Одновременно старый и новый жанр. Представьте себе научную фантастику XIX века с её верой в то, что основные проблемы человечества можно решить методами науки, но только с современными нам знаниями и техникой: нейроимплантами, киберпространством, клонированием и т.п. Герой здесь не бунтует против уклада, а стремится улучшить его. Вы удивитесь, но произведений такого формата мало, и на них есть огромный запрос у читателя.
Пример: «Священный огонь» Брюса Стерлинга
Биопанк
Что-то вроде знакомого вам киберпанка, но только с упором на биомодификации и генную инженерию. Есть поджанр, который называется «рибофанк». Подробности опускаем, поскольку у нас про это написана целая отдельная статья.