Современная война на море уже совершенно немыслима без участия в ней подводных лодок самых разных классов и типов: от стратегических ракетоносцев и атомных многоцелевых субмарин до сверхмалых подлодок и подводных аппаратов, предназначенных для спецназа.
Однако, если в информации о больших субмаринах избытка нет, то о мини-подлодках зачастую мы узнаем только на выставках или в результате какой-то неудачной операции сил спецопераций.
Одними из таких малоизвестных широкому кругу читателей являются сверхмалые подлодки, разработанные компанией Emirates Marine Technologies, которая входит в состав крупной финансово-промышленной группы BinJabr Group Ltd. и находится в Объединенных Арабских Эмиратах. Эта компания с начала 21 века активно занимается созданием различных подводных носителей и сверхмалых субмарин, предназначенных для обеспечения действий сил спецопераций.
В частности, еще в рамках работы международной выставки вооружений и военной техники IDEX, проводившейся в Абу-Даби в 2005 году, на стенде этой компании фактически впервые было открыто продемонстрировано целое семейство из трех подводных аппаратов, предназначенных для обеспечения действий сил специальных операций. Мне удалось в свое время весьма подробно ознакомиться с этими проектами.
Два из этих аппаратов – типичные групповые подводные носители, а вот третий аппарат – это полноценная мини-субмарина, способная решать достаточно широкий круг задач. Причем все они, как тогда утверждалось представителями компании, были разработаны и производятся или будут выпускаться силами самой фирмы, без посторонней помощи. Так что доступные ранее только избранным технологии создания и постройки подобного рода специальных образцов военно-морской техники и вооружения уже постепенно расходятся по всему миру.
Первый из аппаратов – это двухместный групповой подводный носитель мокрого типа «Класс 5» (Class 5). Некоторое количество таких аппаратов – 12-16 единиц – на момент первого их публичного показа уже находились на вооружении ВС ОАЭ, а в ходе работы выставки IDEX-2005 те приобрели себе еще некоторое количество таких подводных аппаратов.
Другой образец – это уже более высокотехнологичный групповой подводный носитель типа «Класс 6» (Class 6), рассчитанный на четырех человек. В надводном положении этот аппарат длиной 9,5 метра приводится в движение стандартным дизельным двигателем, а для подводного плавания на глубинах не более 50 метров используются два электромотора. Крейсерская подводная скорость буксировщика не превышает 4 узлов, на поверхности же она достигает 20 узлов.
Комплекс бортового оборудования включает стационарную систему дыхания, бортовые компьютеры, малогабаритную гидроакустическую станцию, эхолот, автоматическую систему управления аппаратом по глубине и курсу, современную электронно-картографическую навигационную систему, а также телескопическую мачту с установленной на ней телекамерой (цветной оптической или/и инфракрасной).
Некоторое количество таких групповых подводных носителей, как указывалось в материалах компании-разработчика, ВС ОАЭ на момент проведения упомянутой выставки уже приобрели (хотя по другим данным, на тот момент опытный подводный аппарат только проходил испытания). Возможно, что с тех пор объем закупок вырос. Вполне реальным выглядит и возможность начала поставок таких подводных аппаратов спецназначения на экспорт.
Последний же образец – это сверхмалая субмарина типа «Класс 8» (Class 8), рассчитанная на 8 человек: водитель, штурман и шесть легководолазов. Максимальная длина мини-подлодки – 11 метров, осадка в надводном положении – 2,4 метра, а высота корпуса на суше – 1,5 метра.
Внутренний объем грузо-пассажирского отсека составляет 1800 литров, что более чем в два раза больше, чем у группового подводного носителя «Класс 6» (700 литров). Максимальная глубина погружения – 50 метров, дальность подводного плавания на аккумуляторной батарее 5-узловой скоростью – 50 миль (около 92,6 км).
Два установленных на мини-субмарине электромотора мощностью по 8 кВт позволяют развивать ей максимальную скорость подводного хода чуть более 6 узлов, что, как представляется, является не таким уж плохим результатом для подобного образца военно-морской техники.
Для дыхания экипажа сверхмалой подлодки и находящихся на ее борту «спецпассажиров», то есть боевых пловцов, применяется стационарная система, которая содержит запас сжатого воздуха объемом 10 кубических метров (под давлением 200 бар).
На борту подлодки находятся также портативные компьютеры в водонепроницаемом исполнении, малогабаритные гидроакустическая станция и эхолот, автоматическая система управления движением по курсу и глубине хода, а также электронно-картографическая навигационная система и телескопическая мачта с установленной на ней цветной оптической или/и инфракрасной телекамерой.
Движительно-рулевая система – два малогабаритных кормовых гребных винта, специальный дополнительный движитель вертикального хода, а также традиционные кормовые и носовые горизонтальные рули.
Понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал: будет еще много интересных материалов!
Еще по теме:
"Спецавто" для спецназа: 6 "котиков", 2 торпеды и лишь 1 мини-подлодка
«Кайтен»: последний довод японского императора
Как атомные подлодки всплывают во льдах Арктики [+ ВИДЕО]
«Альбакор»: как одна субмарина совершила революцию в подводном кораблестроении
Тайна «НЭМО»: как моряков учат «ослеплять» гиперзвуковые ракеты
«Десантники» и другие американские «водоплавающие»
«Малафон» - стильная «охотница» за подлодками
Супер-эсминец нового поколения: требования и реалии
"Риковер" - субмарина со стратегическим «прищуром»
Ядерный "Лук" Индии: чем интересна ракета "Дхануш"
Что делает в Париже подлодка: стальной "Аргонавт" в прицеле фотокамеры
Почему на вертолете изображена лиса
Старый «Берк» борозды не портит. Какие они, самые востребованные эсминцы ВМС США