Найти тему

Почему стрит-арт не исчерпывается Бэнкси и надписями «Здесь был Вася», а в Петербурге он еще и уникален

Где скажешь «стрит-арт», там всегда возникает: «Бэнкси?». При том, что Бэнкси – английский художник, хотя он и справедливо считается воплощением всей субкультуры. В России стрит-арт активно заполняет улицы крупных регионов: столицей стрит-арта признают Екатеринбург, с ним соревнуется Нижний Новгород. В Петербурге же появился первый в стране Музей стрит-арта и Институт исследования, с февраля 2019 года Законодательное собрание пытается выйти на диалог с художниками, выдвинув законопроект о легализации стрит-арта. Но почему мы так редко и далеко не метко обращаемся к этому искусству в Петербурге? Может, во время прогулок мы чаще разглядываем лепнину и фасады домов и упускаем из виду послания, которые находятся у нас прямо перед глазами.

-2
-3

Зачем нужен стрит-арт и почему стоит обращать на него внимание

Культурологи говорят о том, что высеченные рисунки на стенах пещер в древности стали предтечей стрит-арт движению. Нанести изображение на стену – зафиксировать себя в пространстве и времени. Спустя тысячи лет идея все та же: город – это толпа, и чтобы в ней выжить, индивидууму нужно себя обозначить. Так стрит-арт стал способом борьбы с отчуждением в потоке безликости. Надписи в стиле «Здесь был Вася» – это тоже борьба с отчуждением в незамысловатой форме. Но стрит-арт не включает в себя граффити: в первом случае это может быть мурал (крупное изображение), роспись, интервенция, а во втором – это надписи с никнеймами художников (тэги), которые чаще всего так раздражают коммунальщиков. Но оба понятия живут под эгидой «уличного искусства».

Через уличное искусство человек говорит с пространством, в котором находится. На стенах жилых домов, административных зданий, заброшенных построек художник может размещать свои послания.

Альбина Мотор, соосновательница Института исследования стрит-арта: «Если у художника есть какое-то социальное или политическое высказывание, он использует город, как возможность поработать с пространством, что-то сообщить большему количеству людей, чем это возможно в галерее. Художники пытаются какие-то дополнительные смыслы привнести в город, а не просто использовать его как ״полотно״».

Чем больше в городе появляется стрит-арта, тем он одушевленнее. И для того, чтобы понять психологию жителей города, достаточно выйти на улицу и «поохотиться» на стрит-арт.

-4

Какой город, такой стрит-арт

Когда упоминаешь «Петербург» и «стрит-арт» вместе, возникает конфуз – сочетаются ли город с высокой исторической и архитектурной ценностью и современное течение изобразительного искусства? Кажется, что в Петербурге стрит-арт как будто бы прячется от зрителя и существует только в рамках институций. Определить, как активно движется субкультура в городе, можно по количеству прямоугольников из краски, которая зачастую не подходит по цвету к стенам домов. Скопище подобных «заплаток» напоминает неудачную геометрическую абстракцию. Эти прямоугольники называют «баффами» («бафф» от англ. buff – закрашивание), и наносят их коммунальщики, если работа не согласована и появляется нелегально (в большинстве случаев так и есть). Петербург изобилует баффами, и это значит, что художников на улицы выходят достаточно. При этом многим из них удается сформировать собственный узнаваемый почерк, который гармонично вписывается в среду и контекст города.

«Санкт-Петербург — это конечно уникальный город. Город музей, где каждый второй дом в историческом центре – памятник архитектуры и прочее. Возможно, благодаря этой уникальности я начал активно искать новые способы ״взлома״ городского пространства, делать интервенции в архитектуру и прочее. Мне кажется, что Петербург требует деликатного подхода. Стрит-арт часто появляется, как попытка разнообразить визуальную среду в городе, добавить что-то, что бы цепляло глаз. Но Петербургу это не требуется, в нем огромное количество архитектурных элементов, которые интересно разглядывать», – описал характерность города для стрит-арта художник Владимир Абих.

Абих работает в широком спектре жанра и техник, что позволяет ему избегать самоштампов. Каждый его проект не похож на другой ни визуальным исполнением, ни идеей. Сам художник возвел этот принцип в творческое кредо – «Главное не повторяться».

«Я уделяю внимание в первую очередь медиуму, взаимосвязи формы и содержания. Если мы говорим об уличном искусстве, то улица/город и есть медиум. Я стараюсь делать работы, которые сложно перенести на другой носитель без потери контекста, работы, которые взаимодействуют со средой, где они сделаны».

Чаще всего в основе работ Абиха лежит текст: фраза, слово, цитата, которые он обыгрывает формой.

Популярной в сети стала работа в Канске (Красноярский Край), где художник на стене трансформаторной будки разместил надпись: «Вам здесь жить». В декорациях облезлых домов и свалки надпись выглядит саркастично и пророчески – так расположение работы играет на содержание. Художник напоминает о том, что человек несет ответственность за пространство, в котором живет: «Откуда эта пассивность и безответственность за собственную страну, за место, в котором предстоит жить? Осознают ли жители регионов, что у москвичей "раскачивающих лодку" по сравнению с ними жизнь прекрасна, а вот провинция обречена жить в мусоре посреди вырубленного леса?».

-5

«.. уличное искусство может создавать поэтические ситуации в городе и делать среду более ״живой״ и человечной. Уличное искусство может ставить различные вопросы и маркировать социальные противоречия, любая нелегальная работа ставит вопрос права на город. Почему наружная реклама имеет право нагло вторгаться в поле видения горожан, а художники нет? Также уличное искусство может служить средством коммуницирования горожан».

Абих творит как на заброшенных зданиях, так и в центре города – все зависит от концепции. Но в Петербурге есть и «тихие» авторы, которые предпочитают заниматься творчеством вдали от людей и шума.

Саша Блот, приехавший в Петербург 2 года назад из Пензы, объясняет выбор заброшенных зданий и заводов в качестве поверхностей для своих работ так: «Для меня улица – это что-то более динамичное, агрессивное, даже несмотря на то, что я часто медитирую в заброшках, где людей нет, и это такая спокойная среда, но все равно есть какая-то особая энергия, волнение, всегда присутствует ощущение того, что ты не дома. Со временем я понял, что мне нравятся относительно спокойные места, где ты можешь погрузиться в процесс, и тебя не будут дергать».

У уличных художников есть три заповеди: «Не укради. Не убий. Не согласовывай». Это не означает, что любая работа создается для провокации и вопреки, но свойство стихийности и внезапности появления искусства на улицах противоречат согласованию, которое уже является цензурой: «Я для себя понял, что мне важно рисовать на местах, которые я ни с кем не согласовываю, не согласовываю свои эскизы, не объясняю, что я здесь хочу нарисовать. Когда я могу выразить любую мысль, иногда негативную, сделать что-то с налетом грязи. Я бы конечно вышел рисовать на согласованное место, но сомневаюсь, что делал бы это с горящими глазами и импульсом».

Блот рисует на улицах уже 12 лет, и главным мотивом его работ являются персонажи – люди или насекомые, которые выглядят чаще всего жутко и на первый взгляд провоцируют дискомфорт. Но чем больше работ просматриваешь, тем глубже проникаешься этой неудобностью, создается впечатление, что перед глазами визуальное воплощение романов Кафки. В этом отношении Саша выработал индивидуальный стиль и жанр, и после знакомства с его творчеством на улице наверняка с ходу опознаешь автора.

-6
-7
-8

«..почему-то мне всегда казалось, что персонажи казались более интересными, чем какие-то буквы или абстракции, не знаю, может какие-то навеянные мысли из мультиков, книг, фильмов. Гуляешь по городу, где-то проходишь и понимаешь, что здесь хочется что-то сделать, представляешь, как персонаж дополнит стену, а стена дополнит персонажа».

Работы Блота гармонично вплетаются в пространство вокруг и по цвету, и по форме. Несмотря на то, что художник чаще всего творит в местах, отдаленных от людей и большой проходимости, о взаимодействии стрит-арта и исторического Петербурга он думает так: «Здесь вопрос внутренних фильтров у каждого автора. Я немного против зашоренности и возведения в культ, в том числе исторических зданий или памятников, когда этому придают статус тотальной неприкасаемости, это тоже отчасти некорректно. Я думаю, что все имеет право взаимодействовать и синхронизироваться с новыми тенденциями, видами искусства, и даже стать от этого еще более эксклюзивным. Главное – не разрушать имеющуюся красоту, а вплетать в нее что-то интересное и красивое».

«Вплести в пространство» в сленге стрит-арта означает «срифмоваться». Так же, как по звучанию рифмуются слова, изображение визуально сочетается с поверхностью.

Стрит-арт-поэтом в Петербурге можно назвать Ульяну Полоз, которая основала Outingsproject. В рамках проекта художница расклеивает на стенах полуразрушенных домов репродукции мировой живописи. Размещая фрески, девушка украшает пространство и скрывает недостатки старых зданий. Но красота требует жертв: по сведениям Института исследования стрит-арта, такая техника может быть губительной для фасадов домов в отличие от нанесения изображений кисточкой и краской.

-9

-10

В 2019 закрасили любимую горожанами работу Ульяны – «Поцелуй» Франческо Айеца. Изображение гармонично вливалось в среду района станций Маяковская-Владимирская. Но в субкультуре стрит-арта закрашивание – феномен закономерный, и это осознает каждый уличный художник. Автор дарит свое произведение улице и городу, а они вольны поступать с ним, как хотят.

-11

Как можно познакомиться со стрит-артом в Петербурге ближе

Регулярно Институт исследования стрит-арта в рамках проекта «Городские прогулки» проводит экскурсии по маршруту, который объединяет главные объекты в городе. Такие прогулки помогают отследить процесс в динамике и увидеть, какие работы появляются, а какие исчезают. Анонсы прогулок обычно публикуют в группе Вконтакте (https://vk.com/streetartinstitute), и для того, чтобы на нее попасть, нужно зарегистрироваться по форме.

На Шоссе Революции, 84АБ, каждые выходные для посещения открыт первый и пока что единственный в России Музей стрит-арта. В течение рабочих дней по экспозиции музея проводят несколько экскурсий с гидом. При этом всегда можно прогуляться и посмотреть на работы лучших уличных художников самому.

Но если проводники в петербургский стрит-арт вам не нужны, и вы хотите быть самостоятельным исследователем, то под рукой можно иметь этот аккаунт в инстаграме: @street_art_spb. Там всегда публикуются свежие работы и указываются адреса, которые отслеживают городские стрит-арт хантеры (люди, которые буквально «охотятся» за искусством).

По личному опыту: нет ничего лучше, чем встречать стрит-арт стихийно и внепланово, когда выходишь на улицу и идешь, куда глаза глядят. Так создается ощущение эксклюзивности и открытия, работа как будто бы находит тебя сама, а город раскрывает тебе секрет, который теперь знаешь только ты. Для меня это был отрывок картины Кацусики Хокусай «Большая волна в Канагаве» по улице 8 марта в Екатеринбурге. До сих пор, когда я иду по этой улице, то оглядываюсь на стену с гигантской волной, и словно встречаю старого знакомого, с которым мы видимся пусть и не часто, но вдвоем пережили что-то невероятное и известное только нам.

-12
-13

Мария Гусева