Продолжение серии статей про самый массовый истребитель ВВС времен Великой отечественной войны - Як-9.
-Что может быть хуже пощечины, Д'Артаньян?
-Две пощечины, чет побери!
В прошлый раз мы вспомнили про Як-9Д - ставший во многом прообразом будущих Яков, базой, на основании которой шло дальнейшее развитие самолетов Як-9.
Отличался Як-9Д новым крылом, в которое кроме двух обычных баков сумели поместить еще 2, что позволило увеличить дальность до 1400 км и здорово расширить тактические возможности Яков. Теперь они могли висеть в охраняемом квадрате около 2 часов, молниеносно реагируя на запросы о помощи - даже если этот квадрат был на расстоянии пары сотен километров от аэродрома. Особенно это пригодилось тогда, когда РККА начала регулярно проводить операции на окружение противника.
Механизированные группы советских танков и бронетехники могли вклиниваться в тыл противника на десятки, а то и сотни километров - и именно там их атаковали бомбардировщики противника, а прикрывали Як-9Д с большим запасом дальности.
В общем, Як-9Д с большим запасом топлива пришелся пришелся ко двору. А раз так - почему бы не попробовать еще величить запас топлива? Даже если для этого придется добавить еще одну буковку Д...
Д плюс Д...
Да-да (два раза "да", постите за каламбур) - был еще и Як-9ДД - "дальнего действия". Во все тот же универсал Як-9 умудрились запихать еще топлива! Общая емкость баков выросла до 845 литров, или 630 килограммов, а дальность на наивыгоднейшем режиме - до 2285 км! В целом, конечно, не рекорд - но для машины, изначально создававшейся как маленький фронтовой истребитель почти невероятное достижение. Р-51 "мустанг" без подвесных баков имел практическую дальность около 1500 км, что заставляет к дальности Як-9ДД (на таком же режиме как мустанг - 1350 км) отнестись с еще большим уважением. Общая продолжительность полета на наивыгоднейшем режиме - 6 часов 31 минута.
Сам же Як-9ДД выпускался с мая 1944 года - и безусловно, является машиной намного более современной, чем Як-9Д. Целый год не прошел зря, к тому же - самолет изначально разрабатывался как способный летать далеко и долго, а значит нуждался в оборудовании для дальних полетов и связи.
В итоге Як-9ДД имел радиостанцию СЦР-274Н с двумя приемниками БЦ-454А и БЦ-455А и двумя передатчиками БЦ-457А и БЦ-459А , обеспечивающие надежную двустороннюю связь на расстоянии 150 км, а прием - на расстоянии до 300 километров. Также было установлено навигационное оборудование, в котором не очень нуждались фронтовые Яки с небольшой дальностью - например радиополукомпас. Установили авиагоризонт, более емкие кислородные баллоны. (Описание с сайта http://www.airwar.ru)
Правда, ЛТХ дальнего Яка, конечно, существенно снизились. Он потяжелел, стал инертным. Для установки дополнительных баков (которых стало 8 штук) крыло усилили, а это опять вес. К тому же дополнительный бак под сиденьем тоже не добавлял пилотам радости.
...я на Як-9ДД летать не любил. Пятый бак был под сидением летчика. Не дай бог, в него попадут - сгоришь за секунду
И.И. Кожемяко, https://iremember.ru
Привет союзникам!
Однако потяжелел - понятие относительное. В чем убедили союзники лично - когда эскадрилья Як-9ДД перелетела на помощь Народно-освободительной армии Югославии, на аэродром в город Бари - напрямую через территорию, занятую противником, без подвесных баков.
Через какое-то время на том же аэродроме сконцентрировалось множество различных самолетов союзников - в том числе и истребители всех видов. Включая и "мустанги", естественно - и как же было обойтись без учебных боев? Естественно, в таких боях полная заправка была не нужна, а с неполной заправкой и на малой высоте Як-9, будь он хоть с буквой Д, хоть с двумя Д - он в своей стихии. Капитан Шацкий на Як-9ДД предметно показал, что на малых высотах "мустанг" "яку" не соперник.
Да и в целом Як-9ДД во время той командировки показали себя отлично. 155 боевых вылетов и ни одной серьезной неисправности - это уже отличный результат. По некоторым данным были учебные бои и с другими истребителями союзников - Р-47, Р-40Е, Spitfire IX, Tempest, P-63C - и Як-9ДД эскадрильи майора Овчаренко до высота в 3000-4000 метров неизменно имели преимущество. Однако детальных рассказов об этих учебных боях нет, информации очень мало - буквально несколько строчек. А было бы интересно! Особенно интересно было бы узнать о воздушном бое между Яком и бесспорно, прекрасным истребителем ближнего боя Spitfire IX.
Неизбежные недостатки
Да, все же проблем было много. Несмотря на то, что Яки-9ДД в полете в Италию и там. у союзников, проявили себя хорошо, войсковые испытания, проходившие во время боев над Восточной Пруссией, оказались совсем не такими радостными.
Бои в Пруссии были уже в конце 1944 года. А тогда многое изменилось, очень многое.
Во-первых, уже появились Яки следующего "фронтового" поколения - Як-3 и Як-9У. Более того - даже основным серийным Як-9 уже была новая модификация все той же "девятки" - Як-9М, которая сначала летала с обычным М-105ПФ, а к осени 44 года начала получать более мощные М-105ПФ2.
Сравниваться с ними Як-9ДД было трудно, что , безусловно, сказалось на оценках.
Во-вторых, к этому моменту на фронте появились отличные, скоростные бомбардировщики Ту-2, а на Пе-2 начались испытания моторов М-107 и М-82. Казалось бы - прекрасно, но когда Як-9ДД с их повышенной дальностью начали использовать для сопровождения этих машин вдруг стало ясно, что они слишком быстрые. Як-9ДД просто не имели достаточного запаса скорости для того, чтобы маневрировать вокруг этих скоростных бомбардировщиков. После маневра ведь надо их быстро догнать и пристроится - и вот тут-то возникали проблемы. В итоге и Яки отстали, и бомбардировщикам без них становится грустно и тоскливо.
В-третьих - и сами по себе Як-9ДД были заметно слабее обычных Яков в маневре. Для того чтобы сравняться с Як-9Д нужно было выработать половину топлива, а с обычным Як-9 - и того больше. Далеко не всегда имелась такая возможность и были задачи с полетами а такое большое расстояние, а с полной заправкой топливом и всем установленным оборудованием Як-9ДД имел вес 3382 килограммов - почти 3,4 тонны - больше чем Ла-5ФН или Bf-109G6. А вот двигатель М-105ПФ мощнее не стал, как и планер больше. Як-9ДД был тяжелее Як-9Д с полной заправкой на 270 килограммов, и даже тяжелее чем Як-9Т на 362 килограмма. А ведь даже Як-9Т или Як-9Д (с полной заправкой) уже сильно слабели на вертикальном маневре, а тяжелые баки в крыльях еще и ухудшили скорость маневра по крену.
В-четвертых, лишний вес вызвал дополнительные проблемы. Появился быстрый износ колес шасси, ломалось хвостовое колесо. Большие баки, занимавшие почти всю площадь крыла, были легко уязвимы.
В результате всех этих сложностей, а также того что такая большая дальность была все же избыточной для условий Восточного фронта Як-9ДД было выпущено сравнительно немного - всего 399 машин. Возросшая дальность в большинстве задач не окупала возникающие проблемы.
Более того, вряд ли можно считать что он стал какой-то ступенькой в развитии самих "девяток". Хотя тут как посмотреть - ведь установка дополнительного оборудования, более мощных вариантов радиостанций очень пригодилась на следующих версиях "девятки".
Но - в любом случае, Як-9ДД оказался очень заметной, ярко проявившей себя машиной. В конце концов, союзники его хорошо запомнили, показал он себя прекрасно, а уже сама по себе "демонстрация флага" чего-то стоила.
Кроме того - иногда говорят что следующим истребителем, способным пролететь на одной заправке без подвесных баков 2300 километров в ВВС СССР был - не поверите, но им оказался Су-27! И беглая оценка дальности основных советских истребителей показывает, что, вполне возможно, это заявление недалеко от истины.
Но - все же дальнейшее развитие Яков пошло в ином направлении, дальности Як-9Д вполне хватало.
А вот с выпуском начались сложности. В 1943 году с Як-9 получилась странная ситуация - одновременно летали Як-9Д с большим запасом топлива, но старым фюзеляжем, Як-9Т с двумя баками в крыле и новым фюзеляжем, к концу 1943 года его модернизировали до Як-9ТК с "универсальным" фюзеляжем, в который можно было ставить любой вариант вооружения, при этом прорабатывались варианты установки новых двигателей и оборудования... семейство Як-9 становилось все больше.
К тому же вовсю шли работы по совершенствованию аэродинамики "яков" - создавался Як-3. Да, это другая линейка развития - легкие яки, Як-3 - развитие Як-1Б, но благодаря близкому родству разработанные дял него новшества отлично применялись и на самолетах "универсальной" линейке - Як-9 разных вариантов. Появилась идея создания доработанной "универсальной" машины.
Но об этом - в следующих частях.
Подписывайтесь, будет интересно.