Найти тему
Аспид не согласен!

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 4 - "ДД"

Оглавление

Продолжение серии статей про самый массовый истребитель ВВС времен Великой отечественной войны - Як-9.

-Что может быть хуже пощечины, Д'Артаньян?
-Две пощечины, чет побери!

В прошлый раз мы вспомнили про Як-9Д - ставший во многом прообразом будущих Яков, базой, на основании которой шло дальнейшее развитие самолетов Як-9.

Отличался Як-9Д новым крылом, в которое кроме двух обычных баков сумели поместить еще 2, что позволило увеличить дальность до 1400 км и здорово расширить тактические возможности Яков. Теперь они могли висеть в охраняемом квадрате около 2 часов, молниеносно реагируя на запросы о помощи - даже если этот квадрат был на расстоянии пары сотен километров от аэродрома. Особенно это пригодилось тогда, когда РККА начала регулярно проводить операции на окружение противника.

Схема вооружения этого Яка явно указывает что это не Як-9Д. Но вот крыло у него именно типа Як-9Д - под два бака в каждом крыле, и этот вариант стал стандартным для поздних Яков.
Схема вооружения этого Яка явно указывает что это не Як-9Д. Но вот крыло у него именно типа Як-9Д - под два бака в каждом крыле, и этот вариант стал стандартным для поздних Яков.

Механизированные группы советских танков и бронетехники могли вклиниваться в тыл противника на десятки, а то и сотни километров - и именно там их атаковали бомбардировщики противника, а прикрывали Як-9Д с большим запасом дальности.

В общем, Як-9Д с большим запасом топлива пришелся пришелся ко двору. А раз так - почему бы не попробовать еще величить запас топлива? Даже если для этого придется добавить еще одну буковку Д...

Д плюс Д...

Да-да (два раза "да", постите за каламбур) - был еще и Як-9ДД - "дальнего действия". Во все тот же универсал Як-9 умудрились запихать еще топлива! Общая емкость баков выросла до 845 литров, или 630 килограммов, а дальность на наивыгоднейшем режиме - до 2285 км! В целом, конечно, не рекорд - но для машины, изначально создававшейся как маленький фронтовой истребитель почти невероятное достижение. Р-51 "мустанг" без подвесных баков имел практическую дальность около 1500 км, что заставляет к дальности Як-9ДД (на таком же режиме как мустанг - 1350 км) отнестись с еще большим уважением. Общая продолжительность полета на наивыгоднейшем режиме - 6 часов 31 минута.

А это уже баки в крыле Як-9ДД - бензобаки занимают практически все свободное место
А это уже баки в крыле Як-9ДД - бензобаки занимают практически все свободное место

Сам же Як-9ДД выпускался с мая 1944 года - и безусловно, является машиной намного более современной, чем Як-9Д. Целый год не прошел зря, к тому же - самолет изначально разрабатывался как способный летать далеко и долго, а значит нуждался в оборудовании для дальних полетов и связи.

Як-9ДД на испытаниях в НИИ ВВС
Як-9ДД на испытаниях в НИИ ВВС

В итоге Як-9ДД имел радиостанцию СЦР-274Н с двумя приемниками БЦ-454А и БЦ-455А и двумя передатчиками БЦ-457А и БЦ-459А , обеспечивающие надежную двустороннюю связь на расстоянии 150 км, а прием - на расстоянии до 300 километров. Также было установлено навигационное оборудование, в котором не очень нуждались фронтовые Яки с небольшой дальностью - например радиополукомпас. Установили авиагоризонт, более емкие кислородные баллоны. (Описание с сайта http://www.airwar.ru)

С этого ракурса самые внимательные могут заметить внешние отличия Як-9ДД - высокую мачту антенны новой радиопередающей станции и немного сдвинутую назад, по типу Як-9Т кабину
С этого ракурса самые внимательные могут заметить внешние отличия Як-9ДД - высокую мачту антенны новой радиопередающей станции и немного сдвинутую назад, по типу Як-9Т кабину

Правда, ЛТХ дальнего Яка, конечно, существенно снизились. Он потяжелел, стал инертным. Для установки дополнительных баков (которых стало 8 штук) крыло усилили, а это опять вес. К тому же дополнительный бак под сиденьем тоже не добавлял пилотам радости.

...я на Як-9ДД летать не любил. Пятый бак был под сидением летчика. Не дай бог, в него попадут - сгоришь за секунду
И.И. Кожемяко, https://iremember.ru

Привет союзникам!

Однако потяжелел - понятие относительное. В чем убедили союзники лично - когда эскадрилья Як-9ДД перелетела на помощь Народно-освободительной армии Югославии, на аэродром в город Бари - напрямую через территорию, занятую противником, без подвесных баков.

-6

Через какое-то время на том же аэродроме сконцентрировалось множество различных самолетов союзников - в том числе и истребители всех видов. Включая и "мустанги", естественно - и как же было обойтись без учебных боев? Естественно, в таких боях полная заправка была не нужна, а с неполной заправкой и на малой высоте Як-9, будь он хоть с буквой Д, хоть с двумя Д - он в своей стихии. Капитан Шацкий на Як-9ДД предметно показал, что на малых высотах "мустанг" "яку" не соперник.

Як-9ДД попали и к союзникам СССР, правда, в небольших количествах. Этот самолет - из польского полка "Варшава"
Як-9ДД попали и к союзникам СССР, правда, в небольших количествах. Этот самолет - из польского полка "Варшава"

Да и в целом Як-9ДД во время той командировки показали себя отлично. 155 боевых вылетов и ни одной серьезной неисправности - это уже отличный результат. По некоторым данным были учебные бои и с другими истребителями союзников - Р-47, Р-40Е, Spitfire IX, Tempest, P-63C - и Як-9ДД эскадрильи майора Овчаренко до высота в 3000-4000 метров неизменно имели преимущество. Однако детальных рассказов об этих учебных боях нет, информации очень мало - буквально несколько строчек. А было бы интересно! Особенно интересно было бы узнать о воздушном бое между Яком и бесспорно, прекрасным истребителем ближнего боя Spitfire IX.

Неизбежные недостатки

Да, все же проблем было много. Несмотря на то, что Яки-9ДД в полете в Италию и там. у союзников, проявили себя хорошо, войсковые испытания, проходившие во время боев над Восточной Пруссией, оказались совсем не такими радостными.

Бои в Пруссии были уже в конце 1944 года. А тогда многое изменилось, очень многое.

Внешне вроде бы як как як, ничего особенного - но не видно радиатора под двигателем, он перенесен в корень крыла - как на Як-3. Як-9У еще с мотором М-105ПФ на испытаниях. Доработанная аэродинамика позволяла даже с тем же мотором М-105ПФ существенно прибавить в скорости. А в серию пошел вариант с мощным  М-107.
Внешне вроде бы як как як, ничего особенного - но не видно радиатора под двигателем, он перенесен в корень крыла - как на Як-3. Як-9У еще с мотором М-105ПФ на испытаниях. Доработанная аэродинамика позволяла даже с тем же мотором М-105ПФ существенно прибавить в скорости. А в серию пошел вариант с мощным М-107.

Во-первых, уже появились Яки следующего "фронтового" поколения - Як-3 и Як-9У. Более того - даже основным серийным Як-9 уже была новая модификация все той же "девятки" - Як-9М, которая сначала летала с обычным М-105ПФ, а к осени 44 года начала получать более мощные М-105ПФ2.
Сравниваться с ними Як-9ДД было трудно, что , безусловно, сказалось на оценках.

Бомбардировщик Ту-2, взлетевший еще в 1941 году наконец-то пущенный в серию в 1944 году - уже второй раз за войну. Высокая крейсерская скорость (более 500 км в час) позволяла им быстро уходит после нанесения удара - но для Як-9ДД такие подопечные оказывались слишком быстрыми.
Бомбардировщик Ту-2, взлетевший еще в 1941 году наконец-то пущенный в серию в 1944 году - уже второй раз за войну. Высокая крейсерская скорость (более 500 км в час) позволяла им быстро уходит после нанесения удара - но для Як-9ДД такие подопечные оказывались слишком быстрыми.

Во-вторых, к этому моменту на фронте появились отличные, скоростные бомбардировщики Ту-2, а на Пе-2 начались испытания моторов М-107 и М-82. Казалось бы - прекрасно, но когда Як-9ДД с их повышенной дальностью начали использовать для сопровождения этих машин вдруг стало ясно, что они слишком быстрые. Як-9ДД просто не имели достаточного запаса скорости для того, чтобы маневрировать вокруг этих скоростных бомбардировщиков. После маневра ведь надо их быстро догнать и пристроится - и вот тут-то возникали проблемы. В итоге и Яки отстали, и бомбардировщикам без них становится грустно и тоскливо.

Как минимум один Як-9 был испытан пилотами RAF - но не совсем понятно, какая машина досталась англичанам. По одной из версий это был именно Як-9ДД - с высокой мачтой антенны новой радиостанции.
Как минимум один Як-9 был испытан пилотами RAF - но не совсем понятно, какая машина досталась англичанам. По одной из версий это был именно Як-9ДД - с высокой мачтой антенны новой радиостанции.

В-третьих - и сами по себе Як-9ДД были заметно слабее обычных Яков в маневре. Для того чтобы сравняться с Як-9Д нужно было выработать половину топлива, а с обычным Як-9 - и того больше. Далеко не всегда имелась такая возможность и были задачи с полетами а такое большое расстояние, а с полной заправкой топливом и всем установленным оборудованием Як-9ДД имел вес 3382 килограммов - почти 3,4 тонны - больше чем Ла-5ФН или Bf-109G6. А вот двигатель М-105ПФ мощнее не стал, как и планер больше. Як-9ДД был тяжелее Як-9Д с полной заправкой на 270 килограммов, и даже тяжелее чем Як-9Т на 362 килограмма. А ведь даже Як-9Т или Як-9Д (с полной заправкой) уже сильно слабели на вертикальном маневре, а тяжелые баки в крыльях еще и ухудшили скорость маневра по крену.

Вот так выглядит восстановленная окраска Як-9, доставшаяся англичанам после того как югославский пилот улетел на нем к союзникам. Не совсем понятно что это за версия - Як-9Д или Як-9ДД, но англичане получили возможность детально испытать Як-9 - правда уже устаревший.
Вот так выглядит восстановленная окраска Як-9, доставшаяся англичанам после того как югославский пилот улетел на нем к союзникам. Не совсем понятно что это за версия - Як-9Д или Як-9ДД, но англичане получили возможность детально испытать Як-9 - правда уже устаревший.

В-четвертых, лишний вес вызвал дополнительные проблемы. Появился быстрый износ колес шасси, ломалось хвостовое колесо. Большие баки, занимавшие почти всю площадь крыла, были легко уязвимы.

В результате всех этих сложностей, а также того что такая большая дальность была все же избыточной для условий Восточного фронта Як-9ДД было выпущено сравнительно немного - всего 399 машин. Возросшая дальность в большинстве задач не окупала возникающие проблемы.

Кабина Як-9У 1943 года. Хорошо виден авиагоризонт - установленный и на Як-9ДД
Кабина Як-9У 1943 года. Хорошо виден авиагоризонт - установленный и на Як-9ДД

Более того, вряд ли можно считать что он стал какой-то ступенькой в развитии самих "девяток". Хотя тут как посмотреть - ведь установка дополнительного оборудования, более мощных вариантов радиостанций очень пригодилась на следующих версиях "девятки".

Но - в любом случае, Як-9ДД оказался очень заметной, ярко проявившей себя машиной. В конце концов, союзники его хорошо запомнили, показал он себя прекрасно, а уже сама по себе "демонстрация флага" чего-то стоила.

Кроме того - иногда говорят что следующим истребителем, способным пролететь на одной заправке без подвесных баков 2300 километров в ВВС СССР был - не поверите, но им оказался Су-27! И беглая оценка дальности основных советских истребителей показывает, что, вполне возможно, это заявление недалеко от истины.

Как ни забавно это звучит - похоже, только истребители семейства Су-27 обошли по дальности Як-9ДД!
Как ни забавно это звучит - похоже, только истребители семейства Су-27 обошли по дальности Як-9ДД!

Но - все же дальнейшее развитие Яков пошло в ином направлении, дальности Як-9Д вполне хватало.

А вот с выпуском начались сложности. В 1943 году с Як-9 получилась странная ситуация - одновременно летали Як-9Д с большим запасом топлива, но старым фюзеляжем, Як-9Т с двумя баками в крыле и новым фюзеляжем, к концу 1943 года его модернизировали до Як-9ТК с "универсальным" фюзеляжем, в который можно было ставить любой вариант вооружения, при этом прорабатывались варианты установки новых двигателей и оборудования... семейство Як-9 становилось все больше.

К тому же вовсю шли работы по совершенствованию аэродинамики "яков" - создавался Як-3. Да, это другая линейка развития - легкие яки, Як-3 - развитие Як-1Б, но благодаря близкому родству разработанные дял него новшества отлично применялись и на самолетах "универсальной" линейке - Як-9 разных вариантов. Появилась идея создания доработанной "универсальной" машины.

Но об этом - в следующих частях.

Подписывайтесь, будет интересно.