Молитва – будь то молчаливая, индивидуальная и созерцательная или громкая, буйная и коллективная-является центральным аспектом крупнейших мировых религий.
Вам будет трудно найти религиозную традицию, которая не практикует какой-то аспект молитвы. От христиан до буддистов, иудеев до мусульман, индусов до Бахаи и многое другое, все они молятся в той или иной форме. Хотя особенности того, как они молятся и кому или чему они молятся, отличаются, есть много общих нитей в молитвенных традициях по всему миру.
Одной из таких общих нитей является использование четок для помощи в молитве. Использование движений физического тела-перебрасывание одной бусины за другой-для подсчета молитв устраняет необходимость для человека, выполняющего молитвы, удерживать и продолжать два параллельных мыслительных процесса одновременно.
Молящийся человек не должен поддерживать молитвы и одновременно считать их-это делает рука, использующая четки. При таком подходе человек может погрузиться в глубокое духовное состояние, не осознавая ничего, кроме предмета молитвенного сеанса.
Бусины настолько тесно связаны с молитвой, что современное английское слово "bead “происходит от древнеанглийского” bede“, что означает "молитва".”
В этой статье мы рассмотрим различные традиции молитвенного бисера по всему миру. Хотя трудно сказать с уверенностью, где возникли четки, поскольку четки являются одним из самых простых и самых древних человеческих артефактов, самое раннее свидетельство , которое мы знаем, показывает, что четки используются в индуистских молитвах в Индии, так что мы начнем именно с этого.
Индуистские четки или джапа мала
В индуистской традиции, а также в других религиозных традициях, встречающихся в Индии и вокруг нее, таких как буддизм, джайнизм, сикхизм, молитвенные четки называются “джапа мала"."Это название происходит от санскритского термина, обозначающего медитативное повторение мантры или божественного имени – джапа – и санскритского слова, обозначающего “гирлянду” или “венок” – мала.
Цель использования джапа мала может быть различной в разных случаях – некоторые практикующие могут использовать ее для достижения мокши или нирваны, или использовать ее при произнесении мантр, предоставленных гуру.
Джапа мала четки часто состоят из 108 бусин. Это число считается священным в индуистской традиции-ведические математики считают его символом целостности существования, в индуизме существует 108 Упанишад (священных писаний Вед), а также 108 священных мест или питх по всей Индии. В любом случае, бусины джапа мала состоят из 108 бусин, а также одной “бусины гуру”, вокруг которой вращаются остальные бусины и которая служит удобным индикатором того, когда полный цикл мантры был завершен.
Бусины джапа мала изготавливаются из различных материалов, но в индуистской традиции доминируют два – семена деревьев рудракша или из древесины растения Тулси. Дерево рудракша считается священным у Шивитов, последователей индуистского бога Шивы, из-за веры в то, что слезы Шивы, падающие на землю после 1000 лет медитации Бога, создали эти деревья.
Растение Тулси, иногда известное как святой базилик, является ароматическим растением, используемым в целях традиционной медицины, в травяных чаях и, конечно же, для молитвенных четок – его высоко ценят особенно вайшнавы или последователи индуистского бога Вишну.
Буддийские четки
Буддизм, зародившись в Индии,также имеет четки, которые называются мала. В более отдаленных буддийских культурах, однако, четки также имеют разные названия – в Дзен-буддийской традиции, найденной в Японии, например, они называются одзузу (или просто дзюзу), а некоторые буддисты Тхеравады в Мьянме называют четки Бади.
Подобно индуистским бусам, буддийские четки состоят из 108 бусин или четного деления их – 18, 27 или 54 бусин. В зависимости от буддийской традиции и местных доступных материалов, бусины могут быть изготовлены из различных материалов – семян, камней или ценных металлов, таких как серебро или золото.
Семена деревьев Бодхи (ficus religiosa) используются, как и семена ротанга – сначала цвета слоновой кости, они становятся золотисто-коричневыми при длительном использовании и покрыты маленькими “Лунами” (отверстиями) и “звездами” (черными точками), символизирующими бесконечность существования.
В Тибете, который не покрыт пышной и обильной растительностью, которую можно было бы использовать для изготовления бусин, мала-четки изготавливаются из кости яка.
Еще более ценными с духовной точки зрения считаются бусины мала, изготовленные из человеческих костей. Кости умерших лам, пропитанные их духовными достижениями, являются самыми желанными – многие люди считают их большим подспорьем в достижении нирваны.