Редкая дипломная работа студента - выпускника института кинематографии - становится настоящим событием в истории кино. А фильм Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён", премьера которого состоялась ровно 55 лет назад - 9 октября 1964 года, стал именно таким событием.
Известные французские исследователи советского кино Люда и Жан Шнитцер так охарактеризовали этот киношедевр молодого Элема Климова: "На первый взгляд, это всего лишь хорошая комедия (...) Но не обманывайте себя! Самый простой гэг, самый невинный план содержит заряд динамита!"
Сегодня шедевральность этого фильма признана практически всеми, как в России, так и за её пределами. Фильм включён во все возможные списки лучших фильмов, составляемые кинокритиками, а также в число 100 фильмов, рекомендованных Минкультом России для школьного образования. Кроме того, на 68-м Каннском международном кинофестивале в 2015 году фильм был показан в рамках внеконкурсной программы классического кино.
Однако, в первые дни своего существования, и даже ещё до появления на свет фильм подвергался неимоверным гонениям. Сначала, на этапе утверждения сценария, палки в колёса вставлял ректор ВГИКА, боявшийся, что возглавляемый им ВУЗ свяжут с производством "антисоветчины". Затем чиновники от Госкино всячески препятствовали участию в фильме великого русского актёра Евгения Евстигнеева. Потом, уже на выходе картины, кому-то в голову взбрело что фильм содержит личные оскорбления в адрес Н.С.Хрущёва. Пришлось показывать фильм самому Хрущёву, который никаких оскорблений в свой адрес не обнаружил и дал фильму "зелёный свет". Впрочем, подробности всех перипетий, постигших эту картину, описаны самим Элемом Германовичем, и с ними можно ознакомиться здесь.
Впрочем, сопротивление советских чиновников от кинематографии выходу этой картины на экраны вполне объяснимо. Они очень чётко "учуяли", в чей адрес направлен сатирический заряд картины. По словам французского кинокритика Антуана Ройера, "фильм представляет собой политическую притчу, в которой (пионерский - FG) лагерь метонимически относится ко всему Советскому Союзу: генерал-надзиратель с самого начала внушает детям, что «лагерь принадлежит им», но в то же время всячески ограничивает их, налагая ограничения на их свободу действий или передвижения (это видно по смехотворно малой зоне купания, в то время как все озеро абсолютно свободно и безопасно), и исключает тех, кто не склонен выполнять его "указивки". ... Таким образом, весь коммунистический идеал подвергается сомнению: теоретически власть должна принадлежать народу, но те, кто выходит из строя, выходит за рамки официального поведения, подвергаются остракизму. Что делает критику настолько поразительной, так это то, что она исходит не от какого-то "махрового диссидента", а от того, что это дипломный фильм, снятый студентом ВГИКа, и утвержден цензурными комитетами."
Вполне вероятно, что от "полочного забвения" фильм спасло только то, что снят он был на излёте хрущёвской оттепели. Будь он сделан годом-двумя позже, наверняка, пополнил бы "полочное кинохранилище". Впрочем, в своих воспоминаниях, упомянутых выше, Элем Германович писал: "несмотря на разрешительное удостоверение, фильм практически на экраны не вышел. Его показали в паре кинотеатров на первом сеансе в 8 утра и скоренько сняли…" Я бы не согласился с этим утверждением великого мастера, поскольку хорошо помню, как смотрел этот фильм в 1964 году, будучи ещё первоклассником (спасибо моим родителям, знали, на какой фильм вести!), как хохотал на сеансе (возможно, так же, как, по словам Климова, хохотал Иван Пырьев). По данным Кинопоиска, фильм был выпущен в 903 копиях (не очень большой тираж, но и не самый маленький). И посмотреть его успели более 13 миллионов человек в Советском Союзе. А потом - да - долгое время, возможно, до самой перестройки, фильм нигде не демонстрировался.
По версии FilmGourmand'а, фильм "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" имеет рейтинг 8,263 и занимает 434-е место в Золотой Тысяче.