Конфликты являются частью повседневной трудовой жизни. Люди не всегда придерживаются одного и того же мнения. Однако дискуссии, переговоры и недоразумения могут легко привести к конкретному спору. Профессиональное управление конфликтами направлено в первую очередь на предотвращение эскалации (развития) таких конфликтов. Здесь нет цели доминировать над другими или выиграть спор. Напротив, урегулирование конфликтов служит пробуждению взаимопонимания и поиску прочных и стабильных компромиссов. И вот как это работает....
Определение: Что означает управление конфликтами?
Конфликты, в первую очередь, являются чем-то совершенно естественным и неизбежным. Свобода от конфликтов - это утопия. Различия во мнениях и обмен мнениями являются важнейшими элементами коммуникации, личностного развития и обучения. Однако эти конфликты не всегда носят конструктивный характер.
В этом случае каждая сторона считает себя единственно правыми. А сдаваться и идти на уступки, пожалуй, другие должны.... Результат - обострение конфликта.
Профессиональное управление конфликтами предусматривает меры и методы для разрядки существующего конфликта и возвращения конфликтующих сторон к конструктивному диалогу и совместно приемлемому решению.
Цель урегулирования конфликтов заключается в систематическом изучении факторов и причин возникновения конфликтов и, не в последнюю очередь, в смягчении их последствий в будущем. Конечно, конфликты никогда нельзя полностью избежать с помощью управления. Скорее, это касается контроля над конфликтами....
Многие сотрудники мечтают о рабочей среде, в которой все коллеги всегда хорошо понимают друг друга, в которой царит дружелюбная атмосфера и в то же время обеспечивается высокий уровень удовлетворенности и производительности. Особенно страдают от конфликтов на рабочем месте люди, нуждающиеся в гармонии.
Но было бы ошибкой надеяться, что конфликтов на работе не будет. На самом деле, невозможно всегда хорошо ладить со всеми коллегами.
Что необходимо для успешного урегулирования конфликтов?
Советы по управлению конфликтами в команде на работе всегда являются задачей корпоративной культуры и, конечно же, высшего руководства. Если в команде есть разногласия, босс должен выполнять свою роль, общаться и находить решения для того, чтобы восстановить рабочую атмосферу и превратить расхождения в общее мнение, в котором каждый чувствует себя более менее удовлетворительно.
Но для того, чтобы управление конфликтами было успешным, ему также нужна помощь команды и необходимые предпосылки на рабочем месте. Другими словами, если команда не хочет решать конфликты и не готова конструктивно подходить к ним и предотвращать эскалацию, то управление конфликтами также является сложной задачей.
Таким образом, для успешного управления конфликтами возникает ряд необходимых требований:
1. Способность пойти на конфликт
Конфликты существуют повсюду, но способность выдерживать их есть не у всех. Как только конфликт оказывается в воздухе, многие отступают, чтобы избежать возможного инцидента. Избежать можно, но конструктивное управление конфликтами выглядит иначе.
2. Коммуникация
Конфликты могут быть разрешены только путем обсуждения и диалога. Тот, кто не разговаривает друг с другом, никогда не сможет преодолеть разногласия или недоразумения, тогда эскалация - это только вопрос времени.
3. Готовность идти на компромисс
Говорить об этом необходимо, но в то же время это также требует готовности встретиться друг с другом и пойти на компромиссы. Если обе стороны просто будут настаивать на своих правах и вести себя упрямо, как ослы, то урегулирование конфликта может слишком затянуться.
4. Контроль
Для урегулирования конфликтов необходим контроль на нескольких уровнях. С одной стороны, члены команды должны обладать самоконтролем, чтобы конструктивно разрешать конфликты. Урегулирование конфликтов невозможно, если участники кричат или оскорбляют друг друга.
Не менее важно, чтобы кто-то сохранял контроль над ситуацией и спором. Возможно, потребуется немного успокоить умы. Наконец, есть необходимость в контроле за результатами урегулирования конфликтов. Были ли действительно устранены все причины на устойчивой и долговременной основе?
Частые виды конфликтов на работе
Там, где люди встречаются, дело доходит до трений. Неизбежно. Одни уверены в себе, другие застенчивы, некоторые не склонны рисковать, третьи сдержанны. Трения запрограммированы там ,где происходит встреча личностей. Однако возникающие в результате этого конфликты имеют совершенно разные причины. Следующие типы конфликтов особенно распространены в профессиональной жизни:
- Конфликты взаимоотношений
- Коммуникационные конфликты
- Конфликты при распределении
- Конфликты ролей
- Материальные конфликты
- Конфликты ценностей
- Силовые конфликты
Продолжение во 2 части статьи.