Окончание. Начало в первой части.
Монахи приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император. Феодор дал монастырю, перенесенному к тому времени в Константинополь в пустующую Студийскую обитель, строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии. Но не только монашеская жизнь заботила преподобного. Считая долгом пастыря и монаха идти против всякого беззакония в церковных делах, он выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака императора Константина VI, хотя этот брак был одобрен патриархом и возводил на престол родственницу Феодора (как вы думаете, возможно ли встретить сейчас такого человека, который ради правды и принципов пошел бы против, скажем, получения высокого поста своим родственником?).
Император пытался договориться с преподобным лаской и подкупом, но его золото было отвергнуто (опять же, сравните с нынешними «батюшками», не дрогнувши лицом принимающими кровавые бандитские деньги). Тогда святой был подвергнут истязаниям и изгнан, но скоро по смерти Константина вернулся в свою обитель. Однако, когда новый император Никифор потребовал от церкви прощения отрешённого от сана священника, повенчавшего Константина, Феодор восстал и против этого, опять вопреки императору и патриарху, и был изгнан на один из Принцевых островов, где пробыл два года.
После смерти императора Никифора I, Феодор опять торжественно вернулся в свой монастырь, но Бог уготовил своему верному слуге новые испытания - не прошло и трёх лет, как ему пришлось вступить в новую борьбу: возобновилось иконоборчество. Когда император Лев V Армянин созывал собор против почитания икон, Феодор сказал ему: «не нарушай мира Церкви; Бог поставил в церкви иных апостолами, других пастырями и учителями, но не упомянул о царях; оставь церковь пастырям и учителям. Если бы сам ангел сошёл с неба и стал извещать противное вере нашей, то не послушаем и его».
Феодор видел в иконоборчестве нарушение свободы церкви, выступая за разделение церкви и государства, а с догматической стороны усматривал в отрицании видимых изображений Христа умаление полноты Его человеческой природы. За устроенный им крестный ход с иконами Феодор был сослан и заключен; его биография говорит нам о многих мучениях. Сидя безвыходно в грязной и темной камере, наполненной насекомыми, на одном ломте хлеба и кружке воды в день, которую ему часто «забывали» дать, подвергаемый жестоким избиениям, от которых у него оставались страшные раны, быстро начавшие гнить в атмосфере камеры, Феодор продолжал борьбу, апеллируя к вселенским патриархам, прежде всего к папе, уведомляя их подробно о том, как были поруганы в Византии святые иконы и как православные содержатся в заточении и темницах, и истина принесена в жертву лжи, прося у них помощи для православной веры. При этом он не уставал проповедовать из окна своей темницы каждому, у кого было желание слушать.
Даже находясь в ужасном состоянии, святой находил в себе силы молиться за тех, о ком его просили и от его молитв часто происходили чудеса, в основном исцеляющие, ведь охотней всего человек ищет помощи Божьей, находясь в скорбях. Когда на смену убитому своими воинами императору Льву пришел Михаил Косноязычный, то будучи мнения, что каждый волен верить так, как хочет, он прекратил гонения и при нем все отцы и исповедники православия были освобождены от заключения, выпущены из темницы и возвращены из изгнания, в том числе и Феодор. Однако, будучи сам противником икон, новый император монастырь святому не вернул и потребовал удалить иконы из столицы.
Преподобный Феодор поселился в Акритовом Херсонесе и здесь вместе со своими учениками проводил в благочестивых подвигах богоугодную иноческую жизнь, а впоследствии и скончался 67 лет от роду. Через 2 года он был канонизован, и на соборе 842 года, когда восторжествовали его ученики, его имя было прославлено в числе первых. Устав, данный преподобным Студийскому монастырю, получил громадное распространение. Он был занесён на Русь в 1065 году киево-печерским игуменом, преподобным Феодосием; «от того же монастыря приняли», по словам летописи, «все монастыри устав». Период наиболее плодотворной, колонизационной и просветительной деятельности русских монастырей совпадает со временем господства Студийского устава…
Нам, живущим во времена греха и беззакония, трудно вообразить величину духа тех людей. Нынче большинство, увидев такую принципиальность и смелость в споре с сильными мира сего по вопросам веры, просто не поняли бы, из-за чего сыр-бор. Потому, что вера для большинства – это нажраться на Пасху, да воткнуть свечку в храме. Удивительно ли, что за исчезнувшей верой Христовой так же исчезли и ее следствия – милосердие и правда, мораль, честь и совесть? Остается лишь воскликнуть: «Преподобный отче Феодоре, моли Бога о нас, грешных»…