Найти тему
Живая история

Феодор Студит – воин правды. ч. 1

https://i.pinimg.com/564x/12/bf/64/12bf6409f6ac65ac242f2540b12175df.jpg
https://i.pinimg.com/564x/12/bf/64/12bf6409f6ac65ac242f2540b12175df.jpg

Изучая историю ранних веков церкви, можно удивиться тому, как много святых, прославленных в самых разных чинах существовало в те времена. Современному испорченному человеку, привыкшему во всем сомневаться и видеть подвох, может показаться, что тогда прославляли за каждый чих. Что ж, подобный взгляд нетрудно понять – живя во времена, когда даже дети искушены во лжи и разврате, видя «постящихся» священников, у которых щеки закрывают глаза , «монахов», сбивающих в пьяном виде людей на дорогих машинах и церковных иерархов, с лицемерно благостным выражением лица проповедующих о смирении и нестяжании, утопая в зашкаливающей роскоши, трудно принять и даже вообразить, что были люди, для которых вера и правда Христова была не способом выкачивания денег из людей, не спекуляцией на самом святом, что есть у человека, а самой их сутью, ради которой они не боялись пожертвовать жизнью, споря с мирскими властями, когда те отступали от канона веры и христианского благочестия.

Именно таким был преподобный Феодор. Родившийся в христианской семье, в Константинополе, в 758 (759) году у богатых и знатных родителей (отец Феодора, Фотин, заведовал сбором податей, по другим сведениям – царской казной, то есть был, говоря современным языком, министром финансов или налогов и сборов), живущих при этом праведно и благочестиво, Феодор с детства был приобщён к Церкви, воспитывался в рамках христианских законов и православных традиций. Желая дать сыну достойное образование, родители определили его к лучшим столичным учителям (преподавателям богословия, красноречия, философии и др.). Феодор учился охотно, предпочитая занятия бессмысленным юношеским забавам и пустым развлечениям (сравните с нынешними «богатенькими сыночками»).

Волей Божьей, семье Феодора выпало жить в период церковных потрясений. В те времена Православная Церковь столкнулась с одной из наиболее разрушительных за всю её историю ересей: ересью иконоборцев. Как часто случалось и раньше, эта ересь поддерживалась не только отступившими от веры священнослужителями, но и императорской властью.

В основе иконоборческой ереси лежало ложное отношение к Православным иконам как к идолам, запрет на почитание которых был озвучен Законодателем ещё во времена Ветхого Завета.( Чтобы развеять сомнения в неправедности этой ереси, если таковые возникнут у читателя, скажу, что Православие вовсе не поклоняется иконам. Да, почитание их есть, но оно подобно отношению к фотографии любимого человека. Вы будете хранить и беречь фото, доставать его и, может быть, даже целовать от избытка чувств, но дорог ведь будет человек, изображенный на нем, а не само фото).

Ввиду того, что на стороне еретиков выступал царь, распространение ереси сопровождалось насилием и репрессиями. Отец Феодора не пожелал служить при дворе императора-иконоборца, Константина Копронима, и отказался от государственной службы (можете сейчас представить такую ситуацию – чтобы министр отказался от должности от того, что президент – грешник?).

Мать Феодора, Феоктиста, одобрила и поддержала решение мужа. По взаимной договоренности супруги, презрев мирское благополучие, оставили всё : дали слугам свободу, раздали имущество бедным и постриглись в монахи. Дети разделили порыв родителей – их взял под свое наставничество святой Платон – их дядя по матери. Будучи игуменом монастыря Саккудион, он взял к себе Феодора и его братьев, Иосифа и Евфимия.

В монастыре Феодор быстро завоевал всеобщее уважение и авторитет - будучи пострижен в чин инока, он выбирал для себя самые тягчайшие и низкие труды и послушания. И многим казалось удивительным, что сын богатых и благородных родителей, воспитанный в неге и покое, подвергает себя столь суровым подвигам: рубит дрова, носит воду, копает землю в винограднике, перетаскивает камни и таскает на плечах навоза в виноградник для удобрения земли. В то же время святой помогал в работах слабейшим, больных телом, и был для всех слугою. При этом, чтобы не впасть в тщеславие, он не постился более установленного для всех времени, но когда все находились на трапезе, тогда и он сидел и ел вместе с другими.

Но сам вкушал весьма мало: сколько требовалось лишь для того, чтобы удовлетворить самой необходимой телесный потребности, и в то же время старался скрыть от других свое воздержание, дабы не узнали, что он почти совсем не принимает пищи, и не показывался людям постящимся. Видя такое рвение, Платон сначала возложил на Феодора священный сан, а через несколько лет, решив по немочи оставить руководство монастырем, сделал игуменом Феодора, чему тот из-за смирения весьма противился, однако, поскольку остальные монахи не хотели никакого иного руководителя, принял на себя этот пост. Став настоятелем, он уже не таясь стал с еще большим рвением упражняться в аскезе, чтобы своим примером побуждать братию монастыря к подвигу, одновременно очень строго следя за соблюдением всех правил монастырского общежития,так, что монастырь под его руководством стал светочем тогдашнего монашества.

Продолжение во второй части.