Найти тему
Оружник

Heinkel He 280-История создания и использования

Оглавление
Heinkel He 280 был первым в мире настоящим реактивным истребителем. Разработанный Эрнстом Гейнкелем, этот самолет был создан на основе его предыдущих успехов в гражданской авиации. В 1941 году истребитель He 280 превосходил поршневой истребитель Люфтваффе, а затем уже использовался им. Несмотря на этот успех, Хайнкель испытывал трудности с получением официальной поддержки для самолета до конца 1942 года. Из-за проблем с двигателем разработка He 280 была приостановлена в пользу Messerschmitt Me 262. He 280 - это упущенная возможность для Люфтваффе, так как он мог быть введен в эксплуатацию годом раньше, чем более известный Мессершмитт, и помог бы Германии сохранить превосходство в воздухе над Европой.
By Unknown - An Encounter Between the Jet Engine Inventors. History Office, Aeronautical Systems Division Air Force Systems Command, Wright-Patterson Air Force Base, Historical Publication, 1978, p. 66 (Illustration 12.), Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=474700
By Unknown - An Encounter Between the Jet Engine Inventors. History Office, Aeronautical Systems Division Air Force Systems Command, Wright-Patterson Air Force Base, Historical Publication, 1978, p. 66 (Illustration 12.), Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=474700

Дизайн

В 1939 году Эрнст Гейнкель начал свой век реактивного самолета с первого успешного полета He 178. Самолет, управляемый Эрихом Варсицем, приводился в движение турбореактивным двигателем, разработанным Гансом фон Огайном. Хайнкель, давно интересующийся высокоскоростным рейсом, передал He 178 в Рейхсбургское авиационное министерство, (RLM) для дальнейшей оценки. Демонстрируя самолет лидерам RLM Эрнсту Удету и Эрхарду Милчу, Хайнкель был разочарован, когда не проявил к нему особого интереса. Незначительная поддержка была со стороны руководства RLM, так как Герман Геринг предпочитал поддерживать поршневые истребители с проверенной конструкцией.

Не смущаясь, Хайнкель начал двигаться вперед со специально построенным истребителем, который включал в себя реактивную технологию He 178. Начиная с конца 1939 года, проект получил название He 180. Первоначальным результатом стал самолет традиционного вида с двумя двигателями, установленными в мотогондолах под крыльями. Как и многие другие модели Heinkel, модель He 180 имеет крылья эллиптической формы и двугранную плоскость заднего борта со сдвоенными плавниками и рулевыми колоннами. Среди других особенностей конструкции - трехцикловая конструкция шасси и первое в мире катапультируемое сиденье. Разработанный командой во главе с Робертом Лузером (это фамилия такая), прототип He 180 был готов к лету 1940 года.

Развитие

Пока команда Люссера продвигалась вперед, инженеры Heinkel сталкивались с проблемами с двигателем Heinkel HeS 8, предназначенным для питания истребителя. В результате, начатые работы с прототипом ограничились испытаниями без привода, которые начались 22 сентября 1940 года. Лишь 30 марта 1941 года летчик-испытатель Фриц Шефер взял самолет на вооружение под свою ответственность. Переименованный в He 280, новый истребитель был продемонстрирован для Udet 5 апреля, но, как и He 178, не смог завоевать его активной поддержки.

Еще одной попыткой заслужить благословение RLM Хайнкель организовал соревновательный полет самолета He 280 с поршневым двигателем Focke-Wulf Fw 190. Пролетев овальную дистанцию, пилот He 280 проехал четыре круга до того, как Fw 190 финишировал тремя. Хайнкель снова отказался, изменив дизайн самолета, сделав его меньше и легче. Это хорошо сработало с реактивными двигателями с низкой тягой, которые были доступны в то время. Работая в условиях ограниченного финансирования, компания Heinkel продолжала совершенствовать и совершенствовать свою технологию двигателей. 13 января 1942 года летчик-испытатель Гельмут Шенк первым успешно использовал катапультируемое кресло, когда был вынужден покинуть самолет.

Поддержка RLM

В то время как проектировщики боролись с двигателем HeS 8, другие экземпляры, как Argus V-1, рассматривались для реактивного двигателя He 280. В 1942 г. была разработана и размещена в самолете третья версия HeS 8. 22 декабря для RLM была организована еще одна демонстрация, в ходе которой была проведена имитационная битва между He 280 и Fw 190. Во время демонстрации He 280 одержал победу над Fw 190, а также продемонстрировал впечатляющую скорость и маневренность. Наконец, обрадовавшись потенциалу He 280, RLM заказал 20 испытательных самолетов с последующим заказом на 300 серийных самолетов.

Сохраняющиеся проблемы

По мере продвижения Хайнкеля вперед, проблемы продолжали беспокоить ГС 8. В результате было принято решение отказаться от двигателя, в пользу более совершенного HeS 011. Это привело к задержкам в реализации программы He 280, и Хайнкель был вынужден согласиться с тем, что придется использовать двигатели других компаний. После оценки модели BMW 003, было принято решение использовать двигатель Junkers Jumo 004. Более крупные и тяжелые, чем двигатели Heinkel, Jumo резко снизили производительность He 280. Первый полет самолета с двигателями Jumo состоялся 16 марта 1943 года.

При снижении производительности, вызванном использованием двигателей Jumo, He 280 оказался в невыгодным по сравнению с основным конкурентом - Messerschmitt Me 262.