Найти в Дзене
Всякие штуки

Эль Лисицкий и его проуны

Оглавление

Лисицкий - один из выдающихся художников авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века. Именно он придумал проун - "проект утверждения нового".

Лазарь Лисицкий родился 10 ноября 1890 года в небольшом селе Починок Смоленской области, в еврейской семье. Позже они переехали в Витебск, где Лазарь стал брать уроки рисования у еврейского художника Юделя Пэна. Он, кстати, был учителем Марка Шагала.

Эль Лисицкий в мастерской  Народного худ. училища, 1920
Эль Лисицкий в мастерской Народного худ. училища, 1920

Михаил Прехнер, на фото Эль Лисицкий, 1932
Михаил Прехнер, на фото Эль Лисицкий, 1932

Лисицкий поступил в Высшую политехническую школу в немецком Дармштадте и с успехом ее окончил.

В 1915 году он поступил в Рижский политехнический институт, который на время войны эвакуировали в Москву, в 1918 году получил звание инженера-архитектора.

Книги

В 1916 году Лисицкий начал серьезно заниматься живописью. Он участвовал в работе "Еврейского общества поощрения художеств", в выставках — в 1917, 1918 и 1920 году. В 1917 году Лисицкий начал иллюстрировать книги, издаваемые на идише.

Обложка книги Мойше Бродерзона  «Сихат Хулин» («Пражская легенда»).
Эль Лисицкий, 1917
Обложка книги Мойше Бродерзона «Сихат Хулин» («Пражская легенда»). Эль Лисицкий, 1917

Иллюстрация из книги «Хад-Гадья»  (»Козочка»).
Эль Лисицкий, 1918
Иллюстрация из книги «Хад-Гадья» (»Козочка»). Эль Лисицкий, 1918
Мойше Бродерзон «Пражская легенда».  Художественное оформление Эль Лисицкого
Мойше Бродерзон «Пражская легенда». Художественное оформление Эль Лисицкого
Подарочный альбом, посвященный детским иллюстрациям Эль Лисицкого, изданный в 2017 году
Подарочный альбом, посвященный детским иллюстрациям Эль Лисицкого, изданный в 2017 году

В 1919 году Марк Шагал пригласил его в Витебск преподавать в Народном художественном училище. Туда же по приглашению Шагала, приехали Юдель Пэн и Казимир Малевич.

Преподаватели Народного художественного  училища. Витебск, 26 июля 1919 года. 
Сидят слева направо: Эль Лисицкий,  Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон,  Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм
Преподаватели Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм

Шагал и его «клубок единомышленников» были сторонниками фигуративной живописи, авангардист Малевич же в то время основал супрематизм. Работы Малевича приводили Лисицкого в восхищение.

Проуны

С 1920 года Лазарь Лисицкий начинает подписываться как «Эль».

«Клином красным бей белых», Эль Лисицкий, 1919-1920
«Клином красным бей белых», Эль Лисицкий, 1919-1920

Лисицкий в итоге сделал в пользу супрематизма, однако привнес в него некоторые новшества. В первую очередь он был архитектором, а не художником, поэтому разработал концепцию проунов — «проектов утверждения нового», которая предполагала выход плоскостного супрематизма в объем.

 Проун. Эль Лисицкий, 1919
Проун. Эль Лисицкий, 1919
Untitled. Эль Лисицкий, 1920
Untitled. Эль Лисицкий, 1920

Проун. Эль Лисицкий, 1922
Проун. Эль Лисицкий, 1922
Проун. Эль Лисицкий, 1922
Проун. Эль Лисицкий, 1922

По его собственным словам, это должна была быть «пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре». Для Малевича его творческие концепции были явлением сугубо философским, для Лисицкого же — практическим. Его целью была разработка города будущего, максимально функционального.

Эскиз к опере «Победа над солнцем». Эль Лисицкий, 1920-21
Эскиз к опере «Победа над солнцем». Эль Лисицкий, 1920-21

Путешественник по всем векам. Фигурина.  Эскиз к проекту постановки оперы 
«Победа над солнцем». 
Эль Лисицкий, 1921
Путешественник по всем векам. Фигурина. Эскиз к проекту постановки оперы «Победа над солнцем». Эль Лисицкий, 1921
Проун G7. Эль Лисицкий, 1923
Проун G7. Эль Лисицкий, 1923

Проун. Эль Лисицкий, 1925
Проун. Эль Лисицкий, 1925

Архитектура

Экспериментируя с расположением зданий, он придумал проект знаменитого горизонтального небоскреба. Такое решение позволило бы получить максимум полезной площади при минимальных опорах — идеальный вариант для центра города, где мало места для застройки. Проект так и не был воплощен в реальность. Единственное здание, построенное по его чертежам, — типография журнала «Огонек», в Москве в 1932 году.

«Ошибка наша была в том, — вспоминал Лисицкий, — что мы хотели сразу проникнуть в ту технику, которой еще нет — я хотел создать архитектуру, которая оторвалась от фундамента и парит в воздухе, преодолев силу тяжести».

Проект «горизонтальных небоскребов»  для Москвы
Эль Лисицкий, 1925
Проект «горизонтальных небоскребов» для Москвы Эль Лисицкий, 1925
Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году.  В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара
Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара
Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году.  В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара
Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара
Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году.  В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара
Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара

У Лисицкого было множество других архитектурных проектов: текстильный комбинат, дом-коммуна, яхт-клуб, комплекс издательства «Правда».

Проект небоскребов не получил воплощения в 1920-х годах, однако пятьдесят лет спустя архитекторы начали активно использовать эту концепцию.

Министерство автомобильных  дорог Грузии, Тбилиси
Министерство автомобильных дорог Грузии, Тбилиси

Министерство автомобильных  дорог Грузии, Тбилиси
Министерство автомобильных дорог Грузии, Тбилиси

Так, в Грузии в 1974 году, архитекторы Георгий Чахава и Зураб Джалагхания построили весьма необычное здание, которое представляет собой трехмерную версию горизонтальных небоскребов.

Фотоколлаж

Лисицкий одним из первых начал экспериментировать с фотографией.

«Конструктор», автопортрет. Эль Лисицкий, 1924
«Конструктор», автопортрет. Эль Лисицкий, 1924

В этой работе художник использовал проекционный фотомонтаж: печать с нескольких негативов одновременно создавала многослойное изображение. За счет наложения одного изображения на другое достигалась «глубина кадра».

«Человек с гаечным ключом». Эль Лисицкий, 1928
«Человек с гаечным ключом». Эль Лисицкий, 1928
Фотомонтаж. Журнал «СССР на строительстве», №9-12.  Эль Лисицкий, 1937
Фотомонтаж. Журнал «СССР на строительстве», №9-12. Эль Лисицкий, 1937

Выставки

Лисицкий оформил советский павильон на международной выставке «Пресса» в Кельне (1928), который стал мировой сенсацией. Художник впервые использовал фотографию выставочном дизайне. В экспозиции также использовались движущиеся установки: перед зрителем неслись бесконечные ленты, заклеенные газетами и плакатами, рядом показывали кинохронику.

Флаговый штандарт советского павильона  «Пресса» выставки в Кельне.
Эль Лисицкий, 1928
Флаговый штандарт советского павильона «Пресса» выставки в Кельне. Эль Лисицкий, 1928

Фотографии советского павильона  на выставке «Пресса» в Кельне, 1928 год
Фотографии советского павильона на выставке «Пресса» в Кельне, 1928 год
Фотографии советского павильона  на выставке «Пресса» в Кельне, 1928 год
Фотографии советского павильона на выставке «Пресса» в Кельне, 1928 год

Дизайн книг

Авторский стиль книжного дизайна Лисицкого можно увидеть в книге «Сказ о двух квадратах». Речь в книге идет о борьбе старого мира с новым. Черный квадрат символизирует пластическую систему Малевича, а красный — Лисицкого. «Сказ» заканчивается победой Красного квадрата.

«Сказ о двух квадратах». Эль Лисицкий, 1922
«Сказ о двух квадратах». Эль Лисицкий, 1922

Посмотрите, как он изящно расположил свое имя внизу!

«Сказ о двух квадратах». Эль Лисицкий, 1922
«Сказ о двух квадратах». Эль Лисицкий, 1922
«Сказ о двух квадратах». Эль Лисицкий, 1922
«Сказ о двух квадратах». Эль Лисицкий, 1922

Лисицкий работает с Маяковским - оформляет его произведения.

«Хорошо!» , оформление Эль Лисицкий, 1927
«Хорошо!» , оформление Эль Лисицкий, 1927
«Полиграфическое производство», оформление Эль Лисицкий, 1927
«Полиграфическое производство», оформление Эль Лисицкий, 1927

Также Лисицкий занимается экспериментами - создает композиции из типографских наборных литер.

«Четыре (арифметических) действия», Эль Лисицкий, 1928
«Четыре (арифметических) действия», Эль Лисицкий, 1928

Плакат

В 1930-е Лисицкий работает над дизайном агитационных плакатов. Плакат оказался востребован, когда в СССР потеряло актуальность беспредметное искусство, а для агитации потребовалась реалистическая изобразительность.

Лисицкий выполнил много фотомонтажей для журнала «СССР на стройке», ориентированный для зарубежного читателя.

Плакат для «Русской выставки» в Музее декоративно-прикладного искусства в Цюрихе
Эль Лисицкий, 1929 (очень жуткий, на мой взгляд)
Плакат для «Русской выставки» в Музее декоративно-прикладного искусства в Цюрихе Эль Лисицкий, 1929 (очень жуткий, на мой взгляд)

К началу 1930-х советская власть резко поменяла отношение к авангардным художникам и поняла, что стране требуется иное искусство. Лисицкий стал получать все меньше заказов, и, даже вступив на должность главного художника ВДНХ в 1935 году, не получил одобрения ни одного из проектов.

Плакат «Всё для фронта!  Всё для победы!» .
Эль Лисицкий, 1941
Плакат «Всё для фронта! Всё для победы!» . Эль Лисицкий, 1941

Один из лучших плакатов «Давайте больше танков… Всё для фронта! Всё для победы!» за несколько дней до смерти художника был напечатан многотысячным тиражом. Это была последняя работа Эль Лисицкого. В 1941 году художник умер от туберкулеза.

Эль Лисицкий, Дзига Вертов, жена Лисицкого Софи и неизвестный. С дарственной надписью Софи Лисицкой на русском и немецком языках, 1930-е гг  Источник: www.litfund.ru
Эль Лисицкий, Дзига Вертов, жена Лисицкого Софи и неизвестный. С дарственной надписью Софи Лисицкой на русском и немецком языках, 1930-е гг Источник: www.litfund.ru