Лисицкий - один из выдающихся художников авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века. Именно он придумал проун - "проект утверждения нового".
Лазарь Лисицкий родился 10 ноября 1890 года в небольшом селе Починок Смоленской области, в еврейской семье. Позже они переехали в Витебск, где Лазарь стал брать уроки рисования у еврейского художника Юделя Пэна. Он, кстати, был учителем Марка Шагала.
Лисицкий поступил в Высшую политехническую школу в немецком Дармштадте и с успехом ее окончил.
В 1915 году он поступил в Рижский политехнический институт, который на время войны эвакуировали в Москву, в 1918 году получил звание инженера-архитектора.
Книги
В 1916 году Лисицкий начал серьезно заниматься живописью. Он участвовал в работе "Еврейского общества поощрения художеств", в выставках — в 1917, 1918 и 1920 году. В 1917 году Лисицкий начал иллюстрировать книги, издаваемые на идише.
В 1919 году Марк Шагал пригласил его в Витебск преподавать в Народном художественном училище. Туда же по приглашению Шагала, приехали Юдель Пэн и Казимир Малевич.
Шагал и его «клубок единомышленников» были сторонниками фигуративной живописи, авангардист Малевич же в то время основал супрематизм. Работы Малевича приводили Лисицкого в восхищение.
Проуны
С 1920 года Лазарь Лисицкий начинает подписываться как «Эль».
Лисицкий в итоге сделал в пользу супрематизма, однако привнес в него некоторые новшества. В первую очередь он был архитектором, а не художником, поэтому разработал концепцию проунов — «проектов утверждения нового», которая предполагала выход плоскостного супрематизма в объем.
По его собственным словам, это должна была быть «пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре». Для Малевича его творческие концепции были явлением сугубо философским, для Лисицкого же — практическим. Его целью была разработка города будущего, максимально функционального.
Архитектура
Экспериментируя с расположением зданий, он придумал проект знаменитого горизонтального небоскреба. Такое решение позволило бы получить максимум полезной площади при минимальных опорах — идеальный вариант для центра города, где мало места для застройки. Проект так и не был воплощен в реальность. Единственное здание, построенное по его чертежам, — типография журнала «Огонек», в Москве в 1932 году.
«Ошибка наша была в том, — вспоминал Лисицкий, — что мы хотели сразу проникнуть в ту технику, которой еще нет — я хотел создать архитектуру, которая оторвалась от фундамента и парит в воздухе, преодолев силу тяжести».
У Лисицкого было множество других архитектурных проектов: текстильный комбинат, дом-коммуна, яхт-клуб, комплекс издательства «Правда».
Проект небоскребов не получил воплощения в 1920-х годах, однако пятьдесят лет спустя архитекторы начали активно использовать эту концепцию.
Так, в Грузии в 1974 году, архитекторы Георгий Чахава и Зураб Джалагхания построили весьма необычное здание, которое представляет собой трехмерную версию горизонтальных небоскребов.
Фотоколлаж
Лисицкий одним из первых начал экспериментировать с фотографией.
В этой работе художник использовал проекционный фотомонтаж: печать с нескольких негативов одновременно создавала многослойное изображение. За счет наложения одного изображения на другое достигалась «глубина кадра».
Выставки
Лисицкий оформил советский павильон на международной выставке «Пресса» в Кельне (1928), который стал мировой сенсацией. Художник впервые использовал фотографию выставочном дизайне. В экспозиции также использовались движущиеся установки: перед зрителем неслись бесконечные ленты, заклеенные газетами и плакатами, рядом показывали кинохронику.
Дизайн книг
Авторский стиль книжного дизайна Лисицкого можно увидеть в книге «Сказ о двух квадратах». Речь в книге идет о борьбе старого мира с новым. Черный квадрат символизирует пластическую систему Малевича, а красный — Лисицкого. «Сказ» заканчивается победой Красного квадрата.
Посмотрите, как он изящно расположил свое имя внизу!
Лисицкий работает с Маяковским - оформляет его произведения.
Также Лисицкий занимается экспериментами - создает композиции из типографских наборных литер.
Плакат
В 1930-е Лисицкий работает над дизайном агитационных плакатов. Плакат оказался востребован, когда в СССР потеряло актуальность беспредметное искусство, а для агитации потребовалась реалистическая изобразительность.
Лисицкий выполнил много фотомонтажей для журнала «СССР на стройке», ориентированный для зарубежного читателя.
К началу 1930-х советская власть резко поменяла отношение к авангардным художникам и поняла, что стране требуется иное искусство. Лисицкий стал получать все меньше заказов, и, даже вступив на должность главного художника ВДНХ в 1935 году, не получил одобрения ни одного из проектов.
Один из лучших плакатов «Давайте больше танков… Всё для фронта! Всё для победы!» за несколько дней до смерти художника был напечатан многотысячным тиражом. Это была последняя работа Эль Лисицкого. В 1941 году художник умер от туберкулеза.