Гил Петерсил - бизнес-коуч, преподаватель МШУ «Сколково» и профессором Университета «Синергия», автор книг про нетворкинг. Основные принципы нетворкинга мы приведем ниже.
1. Чем я могу быть полезен?
Если вы собираетесь познакомиться с кем-то, сначала задайте себе этот вопрос. Подходите к новому человеку не с вопросом в лоб «Вы из такой-то компании?» и не с беспричинным «Давайте познакомимся». Помогите ему в чем-то. Подумайте, как вы со своими текущими связями, профессией, экспертизой можете быть полезным.
2. Делитесь энтузиазмом по отношению к вашему делу
У кого может возникнуть желание нетворкиться с человеком, не испытывающим никакого энтузиазма по поводу своей работы? Будьте эмоциональны. Вы же живой человек! Успех в нетворкинге только на 7% обеспечивают слова, на 38% — тональность вашего голоса, а на 55% — язык тела, в том числе жестикуляция.
3. Сфокусируйтесь на новых связях
Часто нам некомфортно заговаривать с новыми людьми и мы предпочитаем провести время с уже знакомыми нам людьми или в одиночестве. Попробуйте вместо этого познакомиться с наибольшим количеством людей. Вам нужно всего лишь познакомиться, развить связи дальше можно будет и после события. Сейчас вам нужен только первый контакт, чтобы потом можно было добавить человека в Facebook или написать личное письмо, упомянув, что «мы с вами познакомились на такой-то конференции».
4. Держите визитки в доступном месте
Как часто вы видели ситуации, когда человек начинает рыться в сумке, в карманах, искать среди пачки визиток с этого же события свою собственную или доставать увесистую визитницу? Вы теряете время, заставляете человека ждать, выглядите неловко и… как будто бы не готовы к обмену самым важным — контактами! Не давайте визитку сразу. Сделайте это во время диалога или в конце.
5. Не переусердствуйте с продажами
Не ставьте целью первого контакта продажу себя, своей компании или продукта. Нетворкинг не о том, чтобы тут же подписать контракт.
Если вы будете слишком усиленно рекламировать себя, ваше поведение может оттолкнуть собеседника, показаться слишком назойливым.
Вернитесь к первому вопросу: думайте не о том, как сделать человека своим клиентом, а о том, как стать ему полезным.
6. Практикуйтесь в представлении себя
У нас у всех мало времени. На основе рассказанного собеседником прикиньте, чем вы можете ему быть полезным и расскажите это. Научитесь вместить рассказ о себе в 30 секунд. Практикуйтесь вслух. Уверены, что с первого, второго и даже третьего и четвертого раза у вас не получится вместить все важное в 30 секунд. Попробуйте для начала накидать план на бумаге.
7. Задавайте открытые вопросы
На закрытые вопросы можно ответить «да» или «нет». Потом возникнет пауза, неловкость. Избегайте этого. Задавайте собеседнику вопросы о его мнении о выступлении последнего спикера, его работе, его страной/городом. Покажите, что вы искренне интересуетесь собеседником. Так вы можете разговориться и найти много общего.
8. Держите контакт
Всегда возвращайтесь к новым контактам в течение первой недели после события. Напишите каждому email, напомните об обстоятельствах вашего знакомства, спросите, чем можете быть полезны. Добавьте человека в друзья в социальных сетях. Делегируйте задачу своему помощнику или коллеге, но ни в коем случае не забрасывайте новые контакты.
Какие правила нетворкинга используете вы? Или общение с новыми людьми не для вас?