Продолжение. Начало в первой части.
Они считали, что война воспитывает юношество, закаляет его и мешает ему пребывать в праздности и лени. Прежде чем затеять нападение на соседнее племя, они собирались на сходку, выбирали себе вождя и клялись ему храбро следовать за ним и не покидать его ни при каких обстоятельствах. Тот, кто давал такое обещание, а потом отказывался и не шёл за вождём, считался трусом и изменником, и все относились к нему с презрением.
В мирное же время племя управлялось старейшинами, которые собирали племя на сходки — народные собрания — и здесь решали все дела, судили преступников, разбирали споры.
Германцы, как уже было сказано, жили в стране, в которой были дремучие леса. В этих лесах водились дикие звери, и охота на них была важным занятием для германцев.
То, что рассказывает Цезарь о диких зверях их страны, показывает, что в древности там существовали такие породы зверей, каких теперь там нет вовсе. Цезарь, например, рассказывает, что в большом Герцинском лесу у истоков Дуная и Рейна водился единорог, видом похожий на большого оленя. Посредине лба между ушами у него был большой рог. От его верхушки расходились ветви, подобно пальцам ладони. В лесу водилось много лосей.
Цезарь так описывает охоту на лосей: «Для отдыха лоси не ложатся, а если поваленные по какому-либо случаю они упадут, то они уже не могут подняться. Ложе им заменяет дерево: они прислоняются к нему, лишь немного наклонившись, и таким образом отдыхают. И когда охотники заметят по следам, куда они удаляются на отдых, то на этом месте они подкапывают у всех деревьев корни или подрубают ствол, но так, чтобы дерево сохраняло такой вид, как будто оно стоит. И когда лоси прислонятся к такому дереву, то оно падает, а вместе с ним падает и лось. Тут его захватывает охотник». Всё это, конечно, неверно. Лоси ложатся и встают. Но Цезарь, для которого лось был невиданным зверем, мог поверить подобного рода небылицам.
Водились в Германии того времени и зубры, которые теперь почти вымерли. Цезарь, вероятно, сам никогда не видел зубров. Поэтому он так описывает их внешний вид: «Они по своим размерам немного меньше слонов, а по наружному виду, строению и окраске похожи на быков. Они отличаются большой силой и быстротою. Увидев какого-нибудь человека или животное, они не дают им пощады. Германцы усердно охотятся на этого зверя, ловят его при помощи ям и убивают. Особенно любят эту охоту юноши, так как для них она — хорошее упражнение. И тот, кто убьёт много зубров, показывает всем их рога и этим заслуживает похвалу от своих родичей и соплеменников. Привыкнуть к человеку и сделаться домашними зубры не могут, даже если их ловят маленькими. Рога их по величине и виду своему во многом отличаются от рогов наших быков. Германцы хранят их, отделывают по краям серебром и пользуются ими как чашами на самых роскошных пирах».
Сто пятьдесят лет спустя после походов Цезаря в Галлию о тех же германцах много интересного рассказывал римский историк Тацит. В отличие от Цезаря он не наблюдал германцев непосредственно. Он собирал сведения о них у современных ему географов, расспрашивал купцов, которые вели с германцами торговлю, видел пленных германцев в Риме. Но как учёный и историк Тацит, изображая германцев в своём замечательном сочинении «Германия», считал возможным говорить о них лишь то, что он считал правильным.
За тот полуторавековой промежуток времени, который разделяет «Записки о Галльской войне» Цезаря и «Германию» Тацита, многое изменилось в жизни германцев. Они стали усерднее заниматься земледелием, меньше бродили с места на место. Появились у них и постоянные селения — деревни.
Заняв сообща землю, германцы во времена Тацита уже не обрабатывали её совместно, а делили её между семьями. Каждая семья теперь обрабатывала отдельно то поле, которое ей досталось в результате раздела, произведённого с общего согласия и утверждённого на общей сходке.
Земля, таким образом, по прежнему оставалась общим достоянием, принадлежа всей деревне. Частной собственности на землю германцы ещё не знали, но они уже научились пользоваться землёю раздельно; и каждая семья вела своё самостоятельное хозяйство.
Стало исчезать у германцев и равенство. Раньше, при Цезаре, у них выделялись . и почитались лишь родовые старейшины, вожди; все остальные были одинаково свободные и равные члены племени. Теперь у них появились богатые люди и люди среднего достатка, люди свободные и даже знатные, с одной стороны, и рабы и полусвободные —с другой. При дележе и переделах земли богатая семья, у которой было много рабов, стала получать больше земли, чем простые свободные члены племени и рода.
Продолжение в следующей части.