часть 21
Валентин Назарович Ложеницың и Леонид Михайлович Горлаев до войны не знали друг друга, не были знакомы даже мимолетно.
Но осенью 1942-го, в решающий для Родины час, оказались бок о бок под Сталинградом.
Горлаева сызмальства тянуло в небо. Окончив 8 классов, ученик токаря Серовского механического завода поступил в аэроклуб, до войны закончив там три отделения — планерное, техническое, летное.
22 июня 1941 года Горлаев, а ему еще не исполнилось восемнадцати, бросился в военкомат.
Не призвали - рано. Тогда он попросился добровольцем и попал в авиационную шкоду.
Леонид мечтал, что через полтора года курсантских будней станет настоящим военным летчиком.
Освоил истребитель И-16, другие типы самолетов. .
До выпуска оставалось каких-то полгода.
Но враг неожиданно и устрашающе быстро прорвался к Дону и Волге, вышел к предгорьям Кавказа.
Все опытные летчики-истребители, преподаватели училища улетели на своих самолетах на фронт, а курсанты были направлены в общевойсковые училища.
И вскоре Горлаев стал снайпером.
Их 33-ю дивизию направили в Сталинград, на северо-западную окраину города.
После изнурительных и кровавых боев 19 ноября грянуло знаменитое контрнаступление, закончившееся для Паулюса и его дивизий «кольцом».
В новогоднюю ночь полк, в котором служил Горлаев, попал в засаду.
Уральский снайпер потерял здесь друга земляка Бисярина, сам был ранен.
По местам, где он воевал, можно изучать географию: знаменитая Прохоровка, левобережная Украина, Ленинград, Нарва, Яссы, Минск, ШяуЛяй, Клайпеда, Росток, Варнемюнде...
Войну Горлаев завершил уже зенитчиком.
Интересны судьбы еще двух заводчан-фронтовиков, Федор Васильевич Попов родился в семье семнадцатым, но стал лишь третьим ребенком, оставшимся в живых.
Мало кто верил, что Федор выживет: рос он слабым и болезненным, в чем только душа держалась!
И когда в семье появился еще один ребенок, восемнадцатый, мать назвала его тоже Федором - мол, если один умрет, так, бог даст, другой выживет...
Но оба Федора победили хворь, росли, пошли в школу, затем в армию. Федор-старший всего три месяца не дослужил под мирным небом — началась война.
«Путь-дорожка фронтовая» привела военного шофера Попова в Берлин. Воевал, как положено, солдатской чести не посрамил.
В 1946 году, когда демобилизовался, земляки увидели на его гимнастерке орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
«На гражданке» Федор и дня не думал, чем заняться, снова сел за баранку. Долгое время работал в транспортном цехе завода. Отсюда и проводили его на заслуженный отдых.
Ну, а Федор Васильевич младший? Послушаем его самого:
«Я тоже, как брат, находился на действительной службе, когда напали фашисты. Наш гаубичный полк в то июньское утро ехал на стрельбище, не подозревая, что придется бить не по учебным фанерным целям, а по настоящим, приняв бой. Потеряли людей много...
Мои обязанности - возить бойцов и офицеров, снаряды, кухню. Шоферская доля! Ездили в основном только ночью, днем немцы здорово трепали нас с воздуха, авиация их почти безнаказанно преследовала наши части. Поэтому тушили фары, грузили ящики со снарядами и везли по указанным адресам. Бывало, неделями не спали. Не выполнить такое задание считалось преступлением. Хорошо помню ожесточенные бои под Волоколамском, подле станции Поныри, на Курской дуге.
Умирать буду, а вспомню переправу через Днепр. Возник вопрос: как форсировать наши гаубичные батареи? Тяжелая артиллерия была в особой цене, рисковать ею никто не хотел. Нашли выход: построили две ложные, фальшивые переправы. Фашисты, конечно, на них тут же набросились, принялись бомбить, а мы тем часом, прикрываясь дымовой завесой, перебрались на занятый врагами берег по третьей, настоящей, и с ходу открыли огонь по опешившим немцам. Здесь я получил орден Красной Звезды. Затем участвовал в освобождении Белоруссии, Польши. Гаубицы нашего полка громили фашистов и в их логове - Берлине».
A Николай Васильевич Бокарев бил врага на севере.
В конце 1941 года его направили в школу военно-морских летчиков, а через год назначили штурманом в минно-торпедный авиаполк.
Помните художественный фильм «Торпедоносцы»?
Это о таких, как Бокарев.
Служба на Северном флоте была чрезвычайно сложной и опасной. В задачу полка входили поиск подводных лодок противника и их уничтожение, постановка мин в портах; случалось охранять и сопровождать караваны союзников с грузами из Англии и США.
Но основное дело торпедоносцев — уничтожение боевых кораблей с бреющего полета.
Вот рассказ Н.В. Бокарева об одной из операций: «Однажды разведка доложила, что в наших территориальных водах появились немецкие суда.
Получаем приказ: уничтожить!
Соблюдая строй, наша эскадрилья подошла к нужному району, приготовилась к торпедированию.
Но фашисты заметили самолеты, обрушили настоящий шквал огня.
Идти вперед означало самоубийство.
А задание надо выполнить, иначе нельзя!