На протяжении всей истории лидерство занимало ключевую позицию в развитии человечества и связывалось с мобилизационной функцией не только в политической, но и культурной и социально-экономической сферах. Оно обладало способностью интегрировать людей под определенными идеями. Французский социолог Жан Блондель детерминировал понятие лидерства как способность субъекта влиять на объекты, отдельные индивиды или группы людей, в хорошо структурированной группе .
Кто такой лидер?
Вне сомнений лидер должен уметь вести людей за собой, уметь брать на себя ответственность, обладать инициативой, иметь некую индивидуальность и уникальность в своих идеях, выделяющую его среди прочих и многое другое. По причине все большей политизации мира, в том числе и современного российского общества, на сегодняшний день наблюдается рост интереса к проблеме определения образа реального политического лидера в России и его роли. Зачастую трактуют неверно связь между лидерством и занимаемым управленческим постом. Действительно, не каждый важный политический актор может быть лидером и не каждый лидер является актором политики. Примером может служить часть современной российской политической элиты, занимающая высокие должности, которая, по сути, должна была бы быть более инициативной, способной принимать решения и двигать интересы народов, имея такие полномочия, вместо просиживания на стульях.
Рождаются ли лидерами?
Однако здесь нам следует отметить то, что должность может развить лидерство в человеке. В свою очередь лидерские качества больше проявляют люди, находящиеся на пути построения карьеры в политику, находящиеся, к примеру, в молодежных общественно-политических организациях. Так мы видим, что лидер – это, прежде всего, поведенческая характеристика, она позволяет судить по характерным особенностям человека, которые проявляются только непосредственно в процессе активного принятия участия в сфере политики.
Предмет нашего исследования – это образ политического лидерства как понятия, которое может выходить за пределы своей сферы, и означающее процесс легитимного внушения и воздействия на сознание человека, а так же воплощение и представление общественных целей и интересов, исходя из особенных черт политического поведения, сформировавшийся в рамках реализации современной российской политики. В современной российской действительности гражданам приходится сталкиваться с творениями политтехнологов – тонко выстроенным имиджем определенного лидера - его «оформлением» для наиболее позитивного восприятия лидера населением, будущими избирателями, формирование которого зачастую ставится центральной задачей государственной политики. Здесь возникает необходимость разграничения понятия имидж и образ.
В чем же разница?
Большая часть ученых политической науки трактуют образ политического лидера как отражение объективной реальности. Политический имидж – это искусственно разработанное и растиражированное изображение политической фигуры с целью реализации своего рода индивидуальной политики. Имидж транслируется политтехнологами как правильная, целостная и единственная версия политика. При всем при этом несоответствие создаваемой картинки, образа реальной личности политика зачастую способствует падению доверия населения страны не только к таким «лидерам», но и росту недовольства к правящей элите в целом.
Для того чтобы проанализировать отношение российского общества к лидеру необходимо всесторонне рассмотреть основные компоненты лидерства. Ольшанский пишет о том, что образ лидерства в сознании обывателя выстраивается из таких компонентов как: непосредственно личность, включающая харизматичность, интеллектуальные способности, наличие потенциала дл развития и совершенствования; собственное мироощущение, отношение к народу и др.; деятельность с характерным проявлением для лидерства такой особенности как умения вести толпу.
Работа Жана Блонделя помогает рассмотреть образ политического лидера исходя из трех фаз. «Диагноз» как первая фаза предполагает рационализацию проблемы со стороны политического лидера. «Определение направлений действия» есть вторая фаза, способствующая поиску оптимальных решений. Последняя фаза – «мобилизация» - непосредственно практическая часть, целью которой является призыв и обращение к общественности с целью устранения проблемы. В осуществлении всех трех фаз лидерства лежит его ключевой принцип, который заключается, главным образом, не просто в воплощении на практике аналитических умений и способностей поиска политического решения, но и в умении «разжечь» массы, вызвать резонанс и направить его быстротечно на устранение появившейся проблемы или же в зависимости от ситуации на достижение конкретной общезначимой цели. Тем не менее, важно указать на тот факт, что выделение в лидерстве строгих критерии и постулатов затрудняет именно стремительно меняющаяся политическая обстановка как одна из ключевых черт лидерства.
Читайте продолжение в следующей части.