Приходя в этот мир, ребёнок не обладает никаким опытом и знаниями. Его разум можно сравнить с пустой книгой - со временем в ней появятся заметки, иллюстрации, мысли на полях, будут написаны главы - всё, что и будет составлять его жизненный опыт. У каждого он свой, уникальный. В мире нет двух одинаковых книг.
Существует несколько основных моментов, с которыми сталкиваются абсолютно все дети. Эти моменты не зависят от того, где они родились и где проходит их детство, каков их социальный уровень, есть ли у них братья и сестры... В общем, ни от чего.
Через эти моменты проходят абсолютно все дети, но в нашей силе помочь им пройти их максимально мягко.
1. Отсутствие опыта.
Когда с ребёнком случается что-то неприятное, то он считает, что это самое плохое на всем белом свете, что когда-либо случалось.
Так происходит потому, что, во-первых, дети, обычно, чересчур эмоциональны и все происходящие в их жизни события принимают слишком близко к сердцу.
Во-вторых, у них нет опыта и они не могут взглянуть на проблему более широко. Здесь имеется ввиду не только жизненный опыт в целом, но и опыт предшествующий.
К примеру, если ребёнок первый раз упал с самоката и разодрал коленки, то его реакция будет очень бурной. А когда это случилось уже бесчисленное количество раз, то практически не замечается - зелёнка, пластырь и дальше кататься.
В-третьих, ребёнок не понимает, что существуют проблемы, носящие постоянный характер, те, что уже не изменить (например, гибель любимого питомца), а есть те, что носят временный (например, неожиданная простуда в дни школьных каникул - неприятно, да, но переживаемо).
Из-за неумения разделять и отсутствия жизненного опыта, ребёнок не может воспринимать вещи верно, поэтому даже самые казалось бы незначительные мелочи (потерянный фантик от жвачки, который очень нравился, сломанный карандаш, растаявшее мороженое) могут сильно расстроить ребёнка. Хотя по нашим, взрослым меркам, такие мелочи не достойны того, чтобы на них обращали внимание.
2. Нехватка знаний.
Дети часто не знают, как справляться со сложными эмоциями и рассказать словами, что они чувствуют, что вызывает их недовольство, злит.
Самый простой пример - гнев. Гнев может проявляться через битье посуды, топанье ногами, кидание вещей и даже драку. Это происходит потому, что ребёнок просто не знает, как выразить свое недовольство. И выражает доступным ему образом.
Гнев - это не плохое поведение, это вполне нормальное чувство, которое испытывает каждый (и ребенок, в том числе) время от времени. В данном случае родителям нужно понимать, что "справиться с гневом" - это вовсе не означает "подавить гнев".
Задача взрослых как раз помочь ребёнку понять, что испытывать гнев - это нормально и свойственно всем людям, но нельзя выплескивать его на окружающих.
3. Отсутствие возможности выбирать.
Как правило, практически всё за детей решают родители. В какую школу пойдёт ребёнок, в какие кружки будет ходить, как одеваться и какую носить стрижку.
Конечно, родители присматриваются к увлечениям своего ребёнка. Ведь зачем ему играть на виолончели, если на самом деле ему интересен волейбол? И зачем пытаться сделать из девочки гимнастку, если она хочет заниматься дзюдо?
Но что касается принципиальных вопросов, то обычно детей даже не спрашивают. Дети часто чувствуют, что у них нет права выбора или что их просто не слышат.
Ответной реакцией может быть то, что ребёнок замкнется в себе, считая, что раз с его мнением никто не считается, то можно вообще особо не общаться.
4. Неверное восприятие.
Дети подчас склонны объединять вещи, не имеющие никакой связи друг с другом. Такое явление называется "иллюзорной корреляцией" или "иллюзией связи", сутью данного явления является то, что человек видит связь там, где её нет (простым примером иллюзорной корреляции может быть утверждение, что все женщины плохо водят машину).
5. Отсутствие логического мышления.
Примерно лет до 8 у детей очень хорошо развито творческое мышление, сопряженное с игрой (после 8 лет оно так же присутствует, но вместе с ним появляется и способность мыслить логически).
Ребёнок не всегда может отличить выдуманную фантазию от реального мира. Самый простой пример - искренняя вера в Деда Мороза. Или в то, что если плохо себя вести, то придёт Бабайка.
Быть маленьким ребёнком - чудесно. Это очень свежее и эмоциональное время. Очень искреннее. Самые яркие эмоции, самые верные друзья, самые вкусные бабушкины пирожки.
Пожалуй, только школа не радует, но и её можно пережить, ведь есть же каникулы! А летние так вообще длятся 3 месяца, целых 3 месяца беззаботного счастья!
Иногда хочется вернуться в то беззаботное время и никогда-никогда не становиться взрослым.