Найти тему
Культурный отдых

Евгений Евстигнеев: обман, проложивший путь к славе

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (начальник пионерского лагеря Дынин)
Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (начальник пионерского лагеря Дынин)

Евгения Евстигнеева никто не помнит молодым — он начал сниматься в достаточно зрелом возрасте, когда ему было за тридцать. А роль начальника лагеря в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», сделавшую его знаменитым на весь СССР, он сыграл почти что в сорок. Далеко не красавец, уже заметно полысевший, с большим «картошкообразным» носом — он был актёром от Бога. Хотя о профессии этой совсем не мечтал.

Евстигнеев родился в городе Горьком, сейчас это Нижний Новгород, в рабочей семье. Отец, бывший намного старше матери, умер, когда Жене было всего шесть. Поэтому сразу после окончания школы мальчик отправился на завод. Единственная его точка соприкосновения с творчеством — любовь к музыке и выступления в самодеятельном оркестре: Евгений играл на рояле, гитаре и ударных. И делал он это так самозабвенно и артистично, что вызывал у зрителей сумасшедший восторг.

Однажды после очередного феерического выступления к Евстигнееву подошёл человек и поинтересовался, что тот думает об артистической карьере. Это был директор местного театрального училища. Евгений очень удивился и озадачился. И у него были на то причины.

Во-первых, стабильная и весьма хорошая зарплата слесаря позволяла неплохо жить.

Во-вторых, его мать была настроена категорически против. И у неё тоже были причины. Старший брат Евгения уже работал в театре, а потом пропал без вести: по официальной версии — ушёл в загул и не вернулся, по неофициальной — за острые роли его забрали «куда следует». В любом случае, мать не хотела повторения судьбы для младшего сына.

Евгений же решил: а почему бы и нет? Не рассчитывая на успех, он выучил басню и отправился на вступительные экзамены. И его приняли.

Отучившись, Евстигнеев поступил на работу во владимирский драматический театр, где мгновенно стал любимцем публики. Через два года он почувствовал, что способен на большее, чем роли в провинциальном театре, и потому решил покорить столицу. Но во Владимире его отпускать не хотели. Тогда актёр был вынужден пойти на хитрость: сказав, что едет к матери в Горький, он на самом деле отправился в Москву.

В столице уже были наслышаны о талантливом самородке, поэтому в Школу-студию МХАТ Евстигнеева приняли сразу на третий курс. Поначалу однокурсники настороженно относились к взрослому, уже лысеющему товарищу, но талант и великолепное чувство юмора Евгения Александровича не оставляли равнодушным. Так под его обаяние попала и Галина Волчек, вскоре ставшая его супругой и родившая сына Дениса.

Едва окончив учёбу, начинающие артисты во главе с Олегом Ефремовым создают «Студию молодых актёров», ставшую впоследствии театром «Современник». Практически сразу «Студия», где каждый в труппе — звезда, становится популярной. Достать билетик на их постановки — что-то из области фантастики.

Одновременно с работой в театре Евстигнеев снимается в кино. Поначалу это эпизоды и короткометражки, но уже они показывают, что Евгению Александровичу подвластны не только комедийные роли, но и серьёзные драматические образы.

Любой в этом может убедиться сам, посмотрев разные по жанру, но схожие по актёрской самоотдаче и профессионализму Евстигнеева фильмы: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (начальник пионерского лагеря Дынин), «Семнадцать мгновений весны» (профессор Плейшнер), «Собачье сердце» (профессор Преображенский), «Золотой телёнок» (подпольный миллионер Корейко), «Про Красную Шапочку» (Звездочёт) и многие другие.

И имя Евгения Евстигнеева в титрах — это как знак качества для картины, её своеобразный «ГОСТ».