Человеку, любящему творчество Марины Цветаевой, очень трудно говорить о её биографии. Гениальные стихи и жизнь, наполненная трагическими, хочется верить, ошибками, а не безразличием, отчуждением, жестокостью… Но, если бы она была верной женой, заботливой матерью, знали бы мы поэтессу?
Трудно сказать, как трудно описать её жизнь, где были измены, предательство детей, смерть дочери и самоубийство… Поэтому в день рождения Марины есть смысл вспомнить самый счастливый, по её собственному признанию, год.
В 1910 году выходит первый стихотворный сборник Цветаевой «Вечерний альбом», и тогда же она знакомится с поэтом Максимилианом Волошиным, которому, как она позже напишет,
«обязана первым самосознанием себя как поэта и целым рядом блаженных лет в его прекрасном, суровом Коктебеле».
Действительно, уже в марте следующего года Марина с сестрой Анастасией приезжают в Коктебель в гости к Волошину. Цветаева в творческой атмосфере, царящей в доме поэта, преображается на глазах, приобретая сказочную, неземную красоту.
Но не только разговоры о поэзии привели к столь разительным изменениям. Здесь, в Коктебеле, Марина встретила большую любовь — Сергея Эфрона. Его представили Цветаевой как начинающего литератора, и он оказался во всём ей созвучен — был таким, каким рисовало его её творческое воображение.
Темноволосый, с огромными серыми глазами, он, признанию Марины, был «так неправдоподобно красив», что ей даже было совестно находиться рядом с ним.
Они бродили по берегу Чёрного моря. Марина собирала камешки, и Сергей принялся ей помогать. И вдруг она решила: если юный красавец найдёт для неё сердолик, она обязательно выйдет за него замуж. И вот Сергей, не глядя — потому что смотрел только на Марину, берёт камешек и протягивает ей. И, конечно же, это был именно сердолик.
Позже этот камень Цветаева вставит в серебряное кольцо и не расстанется с ним до конца жизни. Эфрону же она посвятит удивительно трогательные строки стихотворения «Генералам двенадцатого года».
1911 год продолжается для Марины путешествием по Крыму — Старый Крым и Феодосия, улочки которой будто ведут в волшебные сказки Шахерезады. А потом вместе с Волошиным они плавали на лодке к гроту в скале, который Максимилиан назвал входом в Аид, к Золотым воротам и в Сердоликовую бухту.
Они поднимались на Кара-Даг, бродили по окрестным холмам и часами разговаривали. Марина духовно раскрепостилась, что не замедлило сказаться на её творчестве, из которого ушла внутренняя замкнутость и книжность.
Немногим позже в письме Цветаева будет с глубокой искренностью благодарить Волошина:
«Это лето было лучшее из всех моих взрослых лет, и им я обязана тебе».
При этом с Сергеем Эфроном, с которым они поженятся уже в 1912 году, родят троих детей, будут расходиться и сходиться, до конца жизни она будет на «Вы». Но всё это будет потом, а сейчас у Марины — самый счастливый год…