Найти тему
Европейский диалог

06. Самые интересные статьи европейских экспертов

Источник
Источник

ПАРАДОКС ВЛАСТИ: РОССИЯ, АРМЕНИЯ И ЕВРОПА ПОСЛЕ БАРХАТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В разгар беспрецедентных для Армении событий год назад оппозиционный парламентарий Никол Пашинян возглавил волну демонстраций, которые привели к отставке тогдашнего премьер-министра Сержа Саргсяна. В бархатной революции третьи страны ни принимали активного участия, ни подавали сигналы, поэтому теперь страна должна решить, как перестроить свою внешнюю политику. Появился серьезный вызов — Ереван должен управлять своими отношениями с Москвой так, чтобы она не препятствовала внутренним амбициям, и чтобы получить большую свободу маневра во внешней политике, в том числе в отношениях с ЕС.

Эксперт ECFR Ричард Гирагосян (Richard Giragosian) проанализировал ситуацию и пришел к следующим выводам:

  • В регионе Армении не хватает дружественных соседей. Единственные прямые соседи — это Турция, Грузия, Иран и Азербайджан, с которым Ереван остается вовлеченным в длительную войну.
  • Россия обладает сильным влиянием в стране и Армения чрезмерно зависима от нее: Россия продает оружие со скидкой, поставляет газ ниже рыночной стоимости, и является основным пунктом назначения для трудовых мигрантов, что обеспечивает крупнейший источник денежных переводов в Армению.
  • Армения имеет значение для России, это ключевой плацдарм на Южном Кавказе, но в последние годы подход Москвы стал в значительной степени разрешающим. Поскольку ни Соединенные Штаты, ни ЕС не играли какой-либо очевидной роли, любой жесткий ответ России мог бы повредить положению России в Армении и вызвать еще большую нестабильность. Так Россия оказалась в «парадоксе власти»: она влиятельна, но не может использовать силу, так как не хочет, подорвать доброжелательное отношение армян к России, особенно после разоблачений 2016 года о продаже российского оружия Азербайджану. Несмотря на пока выжидательный подход, Россия может продолжать оказывать влияние на Армению, используя имеющеюся структурные рычаги.
  • Правительство и общественность хотят ослабить связи с Россией, укрепить отношения с ЕС и улучшить отношения с соседними странами, включая Иран.
  • Европа должна вырваться из ими же установленного «кольца сдержанности» с Арменией, увеличив свою техническую поддержку, что она может сделать, не провоцируя Россию. Бархатная революция — одна из самых важных возможностей с 1991 года, чтобы изменить будущую траекторию Армении.
-2

МАКРОН О КОНЦЕ ЭПОХИ ДОМИНИРОВАНИЯ ЗАПАДА

27 августа после завершения саммита G7, Эммануэль Макрон выступил на традиционной конференции послов, чтобы обсудить направления внешней политики. Иносми перевели речь президента.

О конце доминирования запада

Мы определенно являемся свидетелями конца западной гегемонии в мире. Мы привыкли к международному порядку, который полагался на западную гегемонию с XVIII века. Эта гегемония была, видимо, французской в XVIII веке благодаря Просвещению, безусловно, британской в XIX благодаря промышленной революции и, логично, американской за счет двух мировых конфликтов, а также экономического и политического доминирования этой державы. Все меняется. Ситуация серьезно изменилась из-за ошибок Запада в ряде кризисов, из-за решений Америки на протяжении нескольких. (…) Нужно отметить появление новых держав, значение которого мы долгое время недооценивали. Прежде всего, речь идет о Китае, а также о российской стратегии, которая, нужно сказать, реализуется последние годы с большим успехом. (…) Посмотрите на Индию, Россию и Китай. Ими всеми движет гораздо более сильное политическое вдохновение, чем есть сегодня у европейцев. Они смотрят на мир с настоящей логикой, настоящей философией и представлениями, которые мы потеряли в определенной степени.

О стратегиях ЕС

Мы должны задуматься о нашей собственной стратегии, потому что две страны, у которых сегодня есть настоящие карты на руках — это США и Китай. (…) Мы можем быть зрителями, комментаторами. (…) Это стратегия осторожности и сохранения привычек (…), если мы продолжим действовать, как раньше, то окончательно потеряем контроль. (…) Европа исчезнет вместе с распадом этой западной эпохи, и мир будет выстраиваться вокруг двух больших полюсов. (…) Существует другая стратегия: приспособление. (…) Проводить реформы просто для того, чтобы нагнать других, не пытаясь на самом деле ничего изменить и ни на что повлиять. Это промежуточный сценарий, который, как мне кажется, приведет нас к тому же результату, но при этом еще вызовет резкую реакцию, отторжение населения. (…) Цель Франции (…) состоит в том, чтобы (…) попытаться построить новый порядок, в котором нашлось бы место не только для нас, но и для наших ценностей и ключевых интересов.

О европейской цивилизации

Если мы продолжим двигаться по пути к обвалу и рассматривать мир так, как я это описал, европейский гуманизм исчезнет. (…) Именно поэтому я убежден, что наш проект следует признать проектом европейской цивилизации. Проект европейской цивилизации не может продвигать вперед ни католическая Венгрия, ни православная Россия. Мы же отдали инициативу двум этим лидерам. Я говорю об этом с большим уважением. Послушайте выступления в Венгрии или России: у этих проектов хватает различий, но они несут в себе культурную и цивилизационную жизненную силу, которую я лично считаю ошибочной, но вдохновляющей.
-3

КОГДА ПОПУЛИСТЫ МОГУТ ВЫИГРАТЬ ОТ БУНТА ПРОТИВ СИСТЕМЫ

Считается, что популистские партии добиваются успеха из-за растущего разочарования избирателей в политической элите и механизмах представительства. Можно ожидать, что это и является наименьшим общим знаменателем сторонников популистских партий. Предыдущие исследования на европейском уровне показали, что разочарование в системе — основная причина поддержки популистских партий, но анализ конкретных стран показывает большой разброс данных. Вернер Краузе (Werner Krause), научный сотрудник исследовательского подразделения «Демократия и демократизация» и исследовательского проекта «Исследования манифеста о политическом представительстве» (MARPOR), и Айко Вагнер (Aiko Wagner), член подразделения «Демократия и демократизация» в рамках «Немецкого продольного исследования выборов» (GLES), провели исследование, чтобы разобраться в этом вопросе. Саммари результатов они опубликовали в блоге Лондонской Школы Экономики.

Выяснилось, что эффект отличается в зависимости от того, насколько популисты встроены в систему, то есть какой возраст партии, электоральная поддержка и были ли они в правительстве. К примеру, венгерская партия Фидес или польская «Права и Справедливость» — это популистские партии, но они встроены в систему.

-4

Источник

Если граждане не доверяют национальным парламентам и считают, что политический мейнстрим не заботится об их интересах, они могут с большей вероятностью поддержать новые популистские партии. Однако, чем более встроена в систему популистская партия, тем меньше она выигрывает от этого разочарования.

-5

Источник

На графике видно, что чем больше партия встроена в систему, тем меньше эффект от того, что система не отзывчива к интересам избирателя.

-6

ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ДОРОГА В АД ВЫМОЩЕНА БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ

В этом году у Восточного партнерства годовщина — 10 лет. Стивен Блокман, старший научный сотрудник и руководитель отдела внешней политики и институтов Центра европейских политических исследований (CEPS), проанализировал результаты и разработал рекомендации для Восточного партнерства 2.0.

Несмотря на определенные выгоды и достижения, программу нельзя назвать стратегически успехом ЕС: проблемы безопасности не решены, как и территориальные споры, тяжело идут реформы по верховенству закона. Технократический подход ЕС, стратегическая неопределенность и нежелание применять жесткую силу для защиты партнеров предоставили другим, более реалистичным державам, как Россия и Китай, возможность оказывать влияние в регионе.

-7

Что должен сделать ЕС, чтобы следующие 10 лет были успешнее:

Нужно сделать углублённую и всеобъемлющую зону свободной торговли (DCFTA) видимой историей успеха. Это моральное обязательство, учитывая высокую цену, которую страны заплатили за партнерство. Если DCFTA не принесут обещанных экономических выгод широкому кругу населения, это приведет к ослаблению поддержки ЕС и интереса со стороны других стран в регионе.

Вторым приоритетом должно стать превращение региона Восточного партнерства в связующий центр для торговых и инвестиционных потоков ЕС-Китая. Для всех участников жизненно важно, чтобы товары могли путешествовать безопасно и без проблем через евразийское пространство. Россия и Евразийский экономический союз тихо принимают стандарты ЕС, чтобы заменить устаревшие стандарты ГОСТ, что обеспечивает автоматическое подключение. Дальнейшее торговое сотрудничество может быть использовано в качестве дополнительной «приманки», чтобы сделать Россию менее агрессивной.

Третьим приоритетом должно быть тушение пожаров прошлых лет. Это требует не только действий на геополитическом уровне. На низовом уровне инициативы ВП должны поощрять межэтнические/межобщинные контакты и работать с местной властью и молодежью, чтобы обеспечить стабильность и устойчивость. Наконец, ЕС должен повысить символическую ценность Восточного партнерства, обновив его.06.