3 октября 2019 года компания Coca-Cola представила в Лондоне первую в мире бутылку, сделанную из переработанного морского пластика. Новая технология позволит перерабатывать типы пластика, которые раньше не подлежали переработке, и будет способствовать очищению мирового океана от пластикового загрязнения.
Бутылка из морского мусора
Над созданием первой партии бутылок работала огромная международная команда, объединившая людей из самых разных профессиональных сфер. Например, для того, чтобы собрать исходное сырье — выброшенные морем бутылки, — были задействованы команды волонтеров, очистившие от пластикового мусора 84 пляжа на побережье Испании и Португалии. Им помогали рыбаки из 12 средиземноморских городов — участники испанского экопроекта Mares Circulares, запущенного Министерством сельского хозяйства и рыболовства Испании при участии Coca-Cola и нескольких неправительственных организаций.
Собранный пластик отправили на завод компании Indorama — одного из ведущих производителей пластиковой упаковки в мире. А разработчиком технологии для переработки такого пластика стала голландская лаборатория Ioniqa Technologies.
Всего в первой партии 300 бутылок. Каждая на 25% состоит из морского пластика, однако купить их пока невозможно. В Coca-Cola уверены, что это только начало и в ближайшем будущем пластик из океана, один из основных источников загрязнения экосистем, может быть переработан в абсолютно безопасную упаковку для напитков и продуктов. А сама бутылка из морского пластика — технологический прорыв. До этого ни одной компании не удавалось создать пригодную для напитков бутылку из такого сырья.
Переработка неперерабатываемого
Долгое время считалось, что морской пластик не подлежит переработке — из-за повышенной загрязненности и воздействия воды. Но революционная технология Ioniqa Technologies показывает, что так называемая расширенная переработка позволяет очищать и перерабатывать пластик любого качества — в том числе тот, который длительное время находился в соленой воде. Теперь из такого материала можно получать упаковку, отвечающую всем необходимым стандартам качества.
«Сотрудничая с Coca-Cola и Indorama, мы надеемся показать, насколько важна эта технология. Прямо сейчас мы пытаемся масштабировать ее, чтобы полностью уничтожить саму идею одноразового пластика», — говорит Тоннис Хогхаудт, глава Ioniqa Technologies.
Эксперты также говорят, что технология расширенной переработки решит сразу несколько важнейших задач. Во-первых, мусор, который раньше был пригоден только для сжигания или захоронения, теперь может быть использован для производства новой безопасной упаковки. Во-вторых, масштабирование технологии позволит существенно снизить количество закупаемых для производства пластика нефтепродуктов (а это снижает вредные выбросы в атмосферу). В-третьих, технология позволяет по-новому взглянуть на пластиковый мусор в океане — теперь уже как на ценное сырье.
Бруно ван Гомпель, технический директор западноевропейского подразделения Coca-Cola, также считает, что потенциал технологии огромен: «Совершенствование переработки важно не только для нас, но и для бизнеса и общества. Это приближает перспективу экономики замкнутого цикла для пластика, то есть позволяет покончить с зависимостью от нефтепродуктов. Когда технология получит широкое распространение, все мы поймем: вот теперь мы можем перерабатывать любые виды пластика, и вместо того, чтобы отправляться на мусоросжигательный завод, он будет возвращаться к нам в виде новых изделий».
Благодаря новой технологии уже в 2020 году компания Coca-Cola планирует включить в переработку те виды пластика, которые ранее считались неперерабатываемыми. В первое время технология расширенной переработки будет применяться лишь в производстве упаковки для ограниченного количества напитков, однако затем компания планирует расширить этот список.