Вредного дня, дорогие читатели!
Переходим к следующему фольклорному персонажу – зайцу.
Аналогично лисе, заяц является одним из ключевых персонажей русских народных сказок, в которых он, чаще всего, выступает пугливым персонажем, хотя в древности встреча с зайцем считалась недобрым знаком. Согласно истории, именно эта примета (заяц перебегает дорогу к беде) спасла А. С. Пушкина от участия в восстании декабристов.
Тем не менее, на настоящий момент времени негативное восприятие зайца в русской культуре полностью (или почти полностью) стёрлось, а его трусость стала отличительной чертой не только фольклора, но и более позднего творчества.
Это связано с тем, что, наблюдая за поведением зайца, люди (не только в русской культуре) отмечали его суетное поведение и пугливость; а ввиду того, что он не является хищником и часто становится жертвой человека или другого животного, заяц нередко олицетворял беззащитность и слабость.
Поведение зайца, ставшее основой множества сказочных сюжетов и фразеологизмов, связано с тем, что он обладает сильными задними лапами, которые позволяют ему совершать быстрые и длинные прыжки, со стороны похожие на беспорядочные метания.
Интересным представляется тот факт, что, несмотря на то, что заяц обладает целым арсеналом хитростей для выживания (например, смена окраса зимой), именно его движения и, реже, плодовитость стали главными аспектами внимания во фразеологии.
Прежде чем начать рассмотрение доминантных значений фразеологизмов с зоонимом «заяц», рассмотрим некоторые практически неупотребляемые его значения.
Как уже было сказано ранее, в древней Руси заяц являлся дурным знаком, предположительно именно с этим фактом связан известный мотив о Кощее Бессмертном; заяц был зверем, хранящим смерть Кощея и поэтому ассоциировался со смертью.
Также в раннем фольклоре славян встречаются пожелания молодожёнам, содержащие зооним «заяц» как символ плодовитости; так новой семье желали множества детей и счастья. Тем не менее, в современной действительности это значение зайца взял на себя зооним «кролик» (ср.: «плодиться, как кролики»).
Анализ найденных нами фразеологизмов, содержащих зооним «заяц» показал, что, аналогично зоониму «лиса», большинство из них описывают характер человека:
- труслив как заяц / заяц самого себя боится / блудлив как кот, труслив как заяц / жаден, как волк, а труслив, как заяц / вор что заяц: и тени своей боится / пуганый заяц и пенька боится - для описания трусливого человека
- где заяц ни бегал, а в тенета попал / и заяц умен, да задним умом - для описания людей с невысокими умственными способностями
- подстреленный заяц недалеко бежит - для описания сломленных людей в трудный период времени
Из представленных идиом очевидно, что заяц обладает более ограниченным перечнем черт по сравнению с ранее рассмотренной лисой, однако эти черты имеют более серьёзные различия. Таким образом, заяц образует следующие семантические инварианты: «заяц = трус», «заяц = глупый», «заяц = низкий статус», «подстреленный заяц = сломленный человек».
Более чётко в эту концепцию вписывается невысокий статус, который может объяснить трусость (в большинстве случаев, человек невысокого статуса подсознательно боится человека более высокого статуса) и слабоумие (часто в древности люди невысокого статуса не могли получить должного образования, поэтому, закономерно, уступали в вопросе умственных способностей людям более высокого статуса).
Также анализ дополнительных черт характера зайца приводит к мысли о том, что «низкий статус» этого животного связан с тем, что его мех является менее ценным по сравнению, например, с лисицей, но природа заячьей глупости остаётся не вполне понятной.
А. В. Гура отмечает, что согласно некоторым славянским поверьям, заяц является созданием чёрта (отсюда, очевидно, и суеверие о том, что заяц, перебежавший дорогу – к беде); также сам чёрт иногда предстаёт в обличии зайца (обязательно с каким-либо увечьем: на трёх лапах или хромого), обманом заманивает беспечных людей в свои ловушки и оставляет их умирать в лесу. Тем не менее, такое описание зайца свидетельствует, скорее, о его хитрости, но не глупости.
Косвенный ответ на вопрос о глупости зайца можно найти в книге «Славянская мифология», где отмечается: «Заяц тесно связан с нечистой силой. Он находится в распоряжении лесных духов. Леший может проиграть зайцев соседнему лешему».
В данном описании заяц предстаёт перед нами как существо, зависимое от лешего, он даже становится разменной монетой в споре двух леших. Вероятно, это и стало причиной заячьей глупости/зависимости или же такая характеристика стала результатом наблюдений за человеком-зайцем (т. е. человеком-трусом), чей страх чаще всего казался необоснованным, а потому – глупым.
Что же о зайце думает китайская сторона? Совсем скоро узнаем.