В России каждый, кто называет себя экономистом, всегда вынужден как бы немного оправдываться. Это связано с тем, что экономика окружена бесчисленным количеством мифов, многие из которых за последние пару десятков лет изрядно подпортили этой науке репутацию. В лекции «Что изучает наука экономика?» ректор РЭШ Рубен Ениколопов постарался развеять некоторые из них.
«Экономика – это макроэкономика»
Если спросить случайного человека, чем занимается наука экономика, скорее всего он вспомнит такие термины как инфляция, экономический рост, ВВП и налогообложение. И отчасти будет прав – экономика действительно изучает все это, но сфера ее интересов значительно шире. Если посмотреть на научные работы экономистов, окажется, что они занимаются практически всем, что можно себе представить – от влияния закона о ношении оружия на преступность до воздействия средств массовой информации на поведение людей. И макроэкономика в этом спектре занимает всего 15% исследований.
«Экономика – это не отдельная наука»
Список интересов экономистов необъятен, а еще они вечно «залезают» на территорию других наук – социологии, политологии, истории, психологии. Так какие у нас вообще есть основания считать экономику отдельной наукой?
Дело в том, что экономику определяет не объект изучения, а взгляд на проблему: экономисты всегда смотрят на поведение людей с точки зрения их стимулов и стратегического поведения, уделяют внимание экономическому равновесию и ищут причинно-следственные связи. То есть анализируют поведение людей, оценивают ситуацию в перспективе и отделяют связанные друг с другом события и явления от простых корреляций.
«Экономика – это сплошная математика»
Обвинения экономики в излишней математизации можно услышать все чаще, но они тоже не вполне справедливы – хотя бы потому, что опора на математику идет экономике только на пользу. Во-первых, математика «дисциплинирует» исследователя и помогает удостовериться, что его экономическая модель внутренне не противоречива. Во-вторых, обеспечивает единый язык, на котором говорят экономисты из самых разных областей. Да и вообще, экономические исследования необязательно базируются на сложных математических моделях: для создания и понимания некоторых из них иногда достаточно знания элементарной алгебры.
«Экономика – это война идеологий»
В 19 веке, когда целью экономики по сути и было объяснение различных идеологических подходов, проблема идеологизированности действительно стояла достаточно остро. Сегодня же четкое разделение между позитивным («как устроен мир?») и нормативным («как мы можем улучшить этот мир?») подходом в экономике позволяет снять с ученых часть подобных обвинений: академический мир интересует ответ на вопрос, как устроен мир, безотносительно того, хорошо это или плохо. Впрочем, при желании обвинить в идеологическом крене можно кого угодно, ведь даже по спектру интересов ученого-экономиста можно догадаться о его идеологических взглядах.
«Экономика – это просто»
А вот это обидно было. Потому что в каком-то смысле экономика сложнее физики: как минимум из-за объекта ее изучения. Главная загвоздка в том, что этот объект может читать научные статьи и менять свое поведение в зависимости от прочитанного. Именно поэтому экономисты гораздо хуже физиков предсказывают будущее – они, например, спрогнозировали гигантское количество кризисов за последние 50 лет, и именно поэтому этих кризисов не случилось.
«Экономика – это неэтичная наука»
Если обратиться к истории, становится ясно, что даже рождение экономики происходило в тесной связи с моралью и этикой. Вторая книга признанного основателя экономики Адама Смита была посвящена именно этому: связи и конфликту богатства и морали. А в дальнейшем экономисты в каком-то смысле продвинули такое направление в этической философии как утилитаризм.
Сегодня ученых, которые исследуют этические аспекты в экономике, становится все больше – так экономика движется к тому, чтобы окончательно попрощаться с репутацией науки исключительно о деньгах и максимизации материального благополучия.
Видеозапись лекции: тут.