Считается, что популистские партии добиваются успеха из-за растущего разочарования избирателей в политической элите и механизмах представительства. Математическим языком говоря, можно ожидать, что это является наименьшим общим знаменателем сторонников популистских партий.
Действительно, предыдущие исследования на европейском уровне показали, что разочарование в системе — основная причина поддержки популистских партий. При этом анализ конкретных стран показывает большой разброс данных.
Вернер Краузе (Werner Krause), научный сотрудник исследовательского подразделения «Демократия и демократизация» и исследовательского проекта «Исследования манифеста о политическом представительстве» (MARPOR), и Айко Вагнер (Aiko Wagner), член подразделения «Демократия и демократизация» в рамках «Немецкого продольного исследования выборов» (GLES), провели исследование, чтобы разобраться в этом вопросе.
Выяснилось, что эффект отличается в зависимости от того, насколько популисты встроены в систему. К примеру, венгерская партия Фидес или польская «Права и Справедливость» — это популистские партии, но они встроены в систему.
Если граждане не доверяют национальным парламентам и считают, что политический мейнстрим не заботится об их интересах, они могут с большей вероятностью поддержать популистские партии. Однако, чем более встроена в систему популистская партия, тем меньше она выигрывает от этого разочарования. И тем больше от него выиграют новые популистские партии.
На графике видно, что чем больше партия встроена в систему, тем меньше эффект от того, что система не отзывчива к интересам избирателя. Поэтому в ближайшее время в Европе стоит ожидать круговорота популистских партий, который продолжится до тех пор, пока не будет создана новая устойчивая партийная система, которой доверяет население.