- - Ты, я вижу, не особенно их представляешь, - отметил Слава, увидев выражение лица Олега в отблеске костра.
- - Что-то вроде того, - согласился биолог.
- - Ясно. Смотри, начиная с пятого века до нашей эры, а может быть и раньше, основным торговым путем стал путь с востока на запад. По нему шли самые дорогие товары того времени, товары, которых на западе просто не было. В первую очередь, это – шелк, потому и путь называется шелковым. Но не только он. Еще пряности, чай, те же наркотики. Их цена в начале и в конце пути увеличивалась в десятки раз. Поэтому купцы шли на риск, тратили на переход годы, платили налоги всем правителям и разбойникам, встречающимся на своем пути.
В школе вы изучали только один путь – через Среднюю Азию, Иран, Византию. Но были еще два, можно сказать, дополнительные, которые время от времени становились основными. Морской – вокруг Индокитая, Индии и далее в Персидский залив. Его с седьмого века стали использовать арабы. И северный – через север современной Казахской республики, далее через Волгу с выходом к Азовскому морю или в Крым. Вот на нем то и сидела Хазария. Обеспечивала на нем порядок. Когда в Средней Азии или Персии начинались беспорядки, либо арабы слишком сильно завышали пошлину, северный торговый путь становился основным.
А второй путь был поволжским, тоже известным с древности. От Балтийского до Каспийского моря. По нему с Севера везли янтарь, воск, мед, меха, рабов. А с юга арабское серебро, типа того, что я сегодня приобрел. Во времена, когда Дунай захватили авары, а на Средиземном море хозяйничали арабские пираты, этот путь стал одним из самых важных торговых путей Европы.
С каждого каравана хазары, по данным путешественников, брали десять процентов от стоимости товаров. Когда торговля шла бойко, этого, наряду с данью, вполне хватало и на содержание аппарата управления и на содержание немалого войска. А вот когда в каганате началась междоусобная война, торговля резко упала, финансов стало не хватать. Как обычно власти решали проблему за счет подданных, повышали налоги. Лояльность данников пошла на убыль. Да и местным стали меньше доверять. Войско стали формировать из мусульманских наемников.
Начался закат каганата. Вскоре на западе появились русы. Постепенно они покорили племена по Днепру, наладили торговлю с Византией. Это позволило увеличить войско. Судя по всему при Олеге, а может и раньше, они стали сталкиваться с каганатом. Ну а затем при Святославе русы одним походом смогли разрушить уже окончательно рассыпающийся каганат.
- - Да то время было очень интересным. Нам, помню, в школе учительница говорила, что история нашей страны до Рюрика совершенно не изучена.
Слава рассмеялся.
- - Не смеши меня так. Мы же пиво пили, так что смеяться опасно! – выдавил он из себя и поспешил к откосу. Облегчиться. Будущий биолог последовал за ним.
- - А что такого смешного я сказал? - сделав свои дела, обиженно произнес Олег.
- - Ну и историчка у вас была. – пояснил свое веселье Ярослав. – Что не утверждение – то перл.
- - А что здесь не так?
- - Все! Если брать историю СССР, с момента его возникновения, то Рюрик здесь вообще не при делах. Жил более чем за тысячу лет до его образования. Если брать историю СССР как историю всех его территорий, то в Закавказье и Средней Азии велись записи как минимум последние три тысячи лет. И многие из них сохранились. Например, армянские. Там чуть ли не по годам расписано, что происходило последние две тысячи лет. А это задолго до летописной даты прихода Рюрика. Так что история отдельных частей нашей страны до предполагаемого периода Рюрика изучена очень даже неплохо.
- - Почему предполагаемого? Он же тоже в летописях записан.
- - Дойдем сейчас и до Рюрика. Если брать историю России, Белоруссии и Украины, а их на тот период времени разделить невозможно, то Рюрик, наряду с Кием, Аскольдом, Диром и Олегом, единственные персоны, упоминаемые в полулегендарном периоде «Повести временных лет».
- - Это как полулегендарном?
- - А так. Автор «Повести» в самом ее начале поставил себе задачу – ответить на главные вопросы: откуда пошла русская земля и кто первым стал править в Киеве. И ответил: славяне пришли с Дуная, а первым в Киеве княжил Игорь. И дополнил свое повествование несколькими легендами, бытовавшими в одиннадцатом веке при великокняжеском дворе. Вплоть до принятия христианства Владимиром, церковных записей, с которых он мог получить достоверную по его мнению, информацию, не было. А языческие записи при принятии христианства старательно уничтожались.
- - А разве такие были?
- - С большой долей вероятности были. Когда так называемые изобретатели славянской письменности Кирилл и Мефодий были в Крыму, они обнаружили у местного жителя «Библию», написанную, как они сами сообщали русскими письменами. Алфавит тот им был незнаком. А язык они знали. То был славянский язык, который они знали с детства. Ведь в Салониках, где они жили, большинство населения говорило по-славянски. И лишь затем они создали, известную нам азбуку, использовав для нее греческие буквы.