Найти тему
Николай Ланжан

Британская жена римского знаменосца

Кадр из фильма "Центурион" (2010)
Кадр из фильма "Центурион" (2010)

У восточного конца стены Адриана в Британии некогда располагался римский форт Арбея (Arbeia / South Shields). До нашего времени он дошёл в сильно повреждённом состоянии, но в прошлом его частично подновили и реконструировали, чтобы создать запоминающуюся декорацию для туристов. Особенно примечательны монументальные ворота форта, которые дают сильное впечатление о грозной и практичной римской архитектуре, добравшейся до самого края мира. Можно представить себе, как вдоль стены вышагивали продрогшие караульные, кутаясь в плащ под проливным дождём и пронизывающим ветром, а тяжёлые ворота с глухим скрипом отворялись, чтобы впустить или выпустить повозки и солдат.

Внешний вид развалин форта Arbeia / South Shields, частично подновлённых и реконструированных для туристов. Так выглядело большинство фортов римской постройки. Автор фото Keith Roper
Внешний вид развалин форта Arbeia / South Shields, частично подновлённых и реконструированных для туристов. Так выглядело большинство фортов римской постройки. Автор фото Keith Roper

Совсем неподалёку от того места, где стоит форт, над устьем реки Тайн (Tyne), много веков простоял удивительный мемориал позднеримского времени. На нём высечена такая надпись на латыни:

D(is) M(anibus). Regina(m) liberta(m) et coniuge(m)
Barat(h)es Palmyrenus natione
Catvallauna(m) an(norum) XXX

Или, в переводе на русский:

Здесь покоится Регина, вольноотпущенница и жена Баратеса из народа пальмирского, сама из племени катавеллаунов, тридцати лет.

Последняя строка, чуть ниже этой надписи, высечена на сирийском, и звучит просто: "Регина, вольноотпущенница Барата, увы!"

Внешний вид монумента, вид спереди. К сожалению, лицо статуи утрачено, но мы можем видеть, что Регина сидит прямо и горделиво, словно настоящая римская матрона.
Внешний вид монумента, вид спереди. К сожалению, лицо статуи утрачено, но мы можем видеть, что Регина сидит прямо и горделиво, словно настоящая римская матрона.

А ещё в 25 милях от этого места, снова неподалёку от стены Адриана, но у другого римского форта - Кория (Coria / Corbridge) - был обнаружен другой монумент, несколько моложе, на котором различима надпись на латыни "...ратес, пальмирского народа вексилларий, 68 лет".

Внешний вид второго монумента. Надпись легко различима. Видно, что он оформлен намного проще, чем первый. Возможно, некому было позаботиться о достойном погребении для престарелого сирийца.
Внешний вид второго монумента. Надпись легко различима. Видно, что он оформлен намного проще, чем первый. Возможно, некому было позаботиться о достойном погребении для престарелого сирийца.

Вексилларий - это римский легионный знаменосец. Скорее всего, он принадлежал к расквартированному здесь легиону. Город Пальмира в Сирии в наши дни совершенно разрушен войной, но когда-то в древности это был процветающий мегаполис с банями, театрами и другими приятными достижениями древнеримской цивилизации. Он ещё помнил восстание грозной царицы Зенобии, сражавшейся с Римом с оружием в руках, хотя сами сирийцы охотно служили в легионах, в основном во вспомогательных войсках, например, в рядах знаменитых сирийских лучников. В самом начале фильма "Гладиатор" можно увидеть таких, с длинной кольчугой до земли, в коническом шлеме и с восточным композитным луком.

Сирийские вспомогательные лучники. Кадр из фильма "Гладиатор" (2000)
Сирийские вспомогательные лучники. Кадр из фильма "Гладиатор" (2000)

Конечно, невозможно утверждать совершенно точно, что это тот самый Баратес, который перед этим похоронил свою жену-британку, но сириец с таким редким именем в этих краях наверняка мог быть только один.

Регина в переводе означает "царица". Конечно, её настоящее британское имя было другим, и мы никогда его не узнаем. Но для Барата из Пальмиры она стала царицей и украшением его дома. Должно быть, он очень любил её, если поставил ей такой красивый памятник. Она изображена на нём сидящей в наряде типичной римской матроны, с браслетом на запястье и ожерельем на шее, окружённая благополучием, богатством и покоем - большой роскошью в диком краю, опустошённом войной. Возле её ног стоят корзина, наполненная фруктами, и ларец с домашним скарбом. Вокруг головы заметно нечто похожее на нимб. Судя по всему, сначала Регина была рабыней Барата, из местного племени. Он освободил её и женился на ней. Поразительно - места, где они родились, разделяет более 3500 километров - и всё-таки они нашли друг друга здесь, на краю мира. Барат, сириец, и Регина, британка...

Спасибо за наводку на эту замечательную историю книге Адриана Голдсуорти "Падение Запада. Медленная смерть Римской империи" - и зарубежному сайту, откуда я взял дополнительные материалы: https://thepetrifiedmuse.blog/2015/09/06/what-have-the-syrians-ever-done-for-us/

И, конечно, спасибо историческому кинематографу, который даёт нам такие яркие и запоминающиеся образы героев!