В поисках подходящего инструментария...
Сталкиваясь с регулярной необходимостью обработки и анализа звуковых файлов в форматах моно и стерео, мы задаёмся вопросом, какую программу выбрать в качестве основного инструмента. Wavelab? Sound Forge? Audition? Да, эти средства отвечают самым высоким стандартам качества, предоставляют массу возможностей, но... их разработчики просят либо заплатить за свои детища один раз по $300-600 (за версию, которая через пару лет устареет), либо отчислять по $20 каждый месяц. В наш-то кризис? Дороговато! Только есть ли достойная альтернатива? (Свой пиратский флаг и деревянную ногу мы, как обычно, забыли на Острове Сокровищ!)
Для начала сформулируем, что же, собственно, мы хотим от аудиоредактора?
- В первую очередь, функции редактирования: возможность работать с целым файлом и его областями. Правка отдельных отсчётов тоже пойдёт в плюс.
- Крайне важно, какие форматы аудио поддерживаются при импорте и экспорте. Кроме несжатых волновых файлов, мы ожидаем увидеть в списке хотя бы "стандартный" MP3 и открытые FLAC и Ogg Vorbis.
- Обработка аудио на профессиональном уровне сегодня подразумевает применение модульных эффектов (как минимум поддержку технологии VST). Чем шире список поддерживаемых плагинов, тем лучше.
- Незаменимыми для специалистов являются и аналитические функции: график спектра, спектрограмма и другие средства визуализации различных параметров звуковой волны.
- Цена: 0 руб. (что не помешает нам поддержать авторов программы донатом, если она нам действительно понравится и мы захотим поспособствовать её развитию!).
Приятными бонусами в наших глазах могут являться кроссплатформенность, поддержка русского языка и пользовательская настройка интерфейса (цвета элементов, их положение и проч.), генераторы тонов и шумов, удобные средства записи с аудиоинтерфейса.
Обладатели заслуженной популярности
Интересуемся в Интернетах и без особых усилий находим самые распространённые в среде независимых музыкантов и блогеров варианты, которые подходят под выбранные нами параметры: Audacity и Wavosaur.
Wavosaur
Редактор Wavosaur (https://www.wavosaur.com, кроссплатформенный) предоставляет очень широкий набор возможностей: здесь есть и множество инструментов редактирования, и график спектра в реальном времени, и спектрограммы в 2D и 3D, хоть и строящиеся в отдельных окнах и не "отслеживающие" текущую позицию курсора при воспроизведении, и генераторы разнообразных тестовых тонов, белого и красного шумов, поддерживается ASIO.
Функциональность расширяется VST-эффектами, которые даже можно выстраивать в цепь, что - редкость для бесплатных программ. Редактирование отдельных отсчётов тоже доступно.
Но, как всегда, есть и минусы:
- при возможности импорта "экзотических" семплерных форматов, FLAC нам открыть не удастся, а сохранить результаты работы получится только в Wave или MP3;
- интерфейс Wavosaur, по современным меркам, выглядит очень уж примитивно и старомодно (от него веет чуть ли не девяностыми!);
- русификация интерфейса отсутствует.
Так или иначе, данная программа достойна внимания и своих трёх с небольшим мегабайт на флешке (для 32-разрядной версии хватит и 800 килобайтиков), ведь её даже не нужно специально устанавливать!
Audacity
Большой любовью у творцов со скромным бюджетом пользуется Audacity (https://www.audacityteam.org, кроссплатформенный).
Отличается от Wavosaur в лучшую сторону он тем, что:
- имеет русификацию интерфейса;
- позволяет работать с многоканальными данными (даже сводить дорожки, хоть и на примитивном уровне);
- предлагает визуализацию звука в виде спектрограммы (в реальном времени, с курсором) как альтернативу волновой форме;
- кроме VST доступны некоторые другие форматы встраиваемых эффектов, импортируемых/экспортируемых файлов - тоже;
- имеет любопытный инструмент для быстрой правки огибающей уровня сигнала.
Audacity также предоставляет необходимый инструментарий для редактирования аудио вплоть до отсчётов, его также не требуется устанавливать - он полностью портативен.
Из минусов стоит отметить:
- применение эффектов "поштучно", т.е. выстроить из них цепь не получится и последовательность нужно планировать заранее;
- импорт эффектов реализован через копирование их в собственную папку редактора, а не через привычную настройку путей к общим папкам с плагинами;
- график спектра в реальном времени отсутствует;
- ASIO не поддерживается.
Но, несмотря на имеющиеся недостатки, Audacity вполне заслуживает включения в творческий арсенал не только любителей, но и специалистов по работе со звуком.
"Тёмные лошадки"
Может показаться, что, кроме двух приведённых выше лидеров большинства рейтингов бесплатного ПО для обработки звука, существуют только любительские приложения вроде Power Sound Editor Free или NCH WavePad. По счастью, это не так!
Поискав подольше или просто по счастливой случайности, можно столкнуться с ещё двумя интереснейшими редакторами - Acoustica (6 версия в базовой комплектации раздаётся бесплатно) и Ocenaudio.
Acoustica 6 Basic Edition
Бесплатная версия редактора Acoustica от Acon Digital (https://acondigital.com/products/acoustica-audio-editor, только для Windows, дистрибутив можно найти на официальном сайте на странице загрузок) отличается от остальных рассматриваемых здесь редакторов, прежде всего, тем, что разрабатывается профессионально. Это заметно и в проработке интерфейса, и по наличию пользовательской инструкции на 40 страниц, составленной специалистами, и положительно отражается на общем качестве работы программы.
Ещё немецкие разработчики за "большое спасибо" предоставляют нам следующие приятные плюсы:
- поканальный анализ спектра и фазы в реальном времени;
- возможность работы с многоканальными форматами Surround;
- поддержку DirectX и VST-эффектов, которые подключаются через указание путей к папкам;
- процессоры обработки можно выстраивать в цепь и сохранять полюбившиеся конфигурации;
- встроенный свёрточный ревербератор(!);
- поддержка ASIO.
Из минусов отметим полное отсутствие спектрограммы (она есть только в платной версии) и генератора тонов/шума, невозможность правки отдельных отсчётов и русификации интерфейса.
В целом, данный аудиоредактор очень даже рекомендуется к вдумчивому ознакомлению и регулярному применению!
Ocenaudio
Ещё один любопытный экземпляр - редактор Ocenaudio (http://www.ocenaudio.com, кроссплатформенный), разрабатываемый исследовательской группой одного из бразильских вузов.
Сильными его сторонами являются:
- минималистичный интуитивно-понятный интерфейс с выбором нескольких цветовых тем и доступной русификацией;
- высокая оптимизация алгоритмов (анализ работает ощутимо быстрее, чем в других приложениях, заявлена эффективная поддержка многочасовых файлов);
- множественный выбор регионов для редактирования;
- возможность видеть волновую форму в паре со спектрограммой в реальном времени;
- наличие генератора тонов и шумов;
- поддержка VST (настройка через указание путей папкам) и ASIO;
- очень длинный список поддерживаемых форматов аудио (есть даже экспорт в текст!);
- возможность портативного использования без установки.
К минусам можно отнести невозможность выстраивать эффекты в цепь, а также отсутствие графика спектра реального времени и правки отсчётов.
Но даже ради одной возможности видеть волну и её спектральный состав сразу, без дополнительных усилий, эту программку стоит добавить в свою коллекцию!
Подводя итоги...
Среди представленных редакторов нет явных победителей и проигравших: у каждого из них есть существенные плюсы и минусы.
- Wavosaur - самое компактное и транспортабельное решение с цепью VST-эффектов, но не переваривающее FLAC, малопригодное для качественного анализа аудио, да и "красотой" особо не отличающееся.
- Audacity - универсальный инструмент, позволяющий и рассматривать волну со всех сторон, и даже рисовать отсчёты самостоятельно, но невозможность выстраивать эффекты в единую цепь и копирование плагинов в отдельную папку удручают.
- Acoustica - отличное профессиональное средство для редактирования, позволяющее наблюдать за спектром и фазой, да ещё и с цепями эффектов, но только с их помощью и можно встроить в него спектрограмму.
- Ocenaudio - редактор, отличающийся приятной скоростью работы и визуальным решением, очень удобный для анализа звука с его "волно-спектрограммовым" видом, но процессорной цепи ему, как и Audacity, сильно не хватает.
Благо, при таком щедром ценнике, можно позволить себе иметь каждый из этих редакторов под рукой и применять тот, который наиболее соответствует конкретной задаче!
За сим Котик-меломан спешит откланяться и пожелать всем вдохновения и творческих успехов! =^_^=
P.S.: Чтобы не пропустить интересные новости и прочие "полезности", подпишитесь на Котика в ВК.
Ставьте "лайки" и подписывайтесь, если статья понравилась: скоро будут новые!
Приходите учиться в школу творческих технологий AVEAL, чтобы лучше понимать, как пользоваться рассмотренными в статье программами! =)
За Котика-меломана сегодня: Кибиткина Э.В.