«Эх, молодёжь пошла… Вот в наше время…». Эти слова любят повторять взрослые дяди и тёти, смотря на подрастающее поколение. Так было всегда: проблемы отцов и детей волновали людей с древности. Много трудов было написано о том, как же правильно воспитать ребёнка и решить его проблемы. Но нужно помнить одно: к каждому ребёнку, а особенно в подростковом возрасте, необходим сугубо индивидуальный подход.
Почему же возникают эти проблемы?
В первую очередь нужно усвоить: подростки не плохие, и не хорошие: они просто другие. Их склад ума зависит как от воспитания, так и от современных реалий. Поэтому нет смысла сравнивать их с собой в молодости и пытаться сделать свою копию: получится только хуже.
Подростковым считается возраст от 10 до 19 лет. В этот период личность формируется, становится целостной, накапливается эмоциональный и материальный опыт решения возникающих проблем. Процесс перестройки человека происходит по двум направлениям: переход в более сложную и самостоятельную сферу жизни (кода уже начинает появляться ответственность) и лабильность психики в результате физиологической интенсификации процессов в организме (в первую очередь это видно в изменении гормонального фона).
Педагогами, изучающими данный вопрос, проблемы подросткового возраста разделены на несколько групп:
- Проблемы, возникшие вне подросткового периода и обостряющиеся при его наступлении;
- Непосредственные связанные с возрастом проблемы;
- Сугубо индивидуальные проблемы.
Внеподростковые проблемы
Большая часть этих проблем в основном связаны с пробелами в воспитании и образовании, которые накапливаются в течение всех прожитых лет ребёнка. В психологии есть 7 видов некорректного воспитания ребёнка:
· Отсутствие надзора: этим вполне объяснимы уходы из дома, попадание в криминальную среду и пристрастие к алкоголю и наркотикам;
· Гиперопека: постоянный родительский контроль, повышенная забота о ребёнке, часто беспочвенная;
· Потворствование: воспитание с элементами вседозволенности ведёт к дальнейшей безыдейности, зависимости от родителей, безответственности;
· «Золушка»: постоянные упрёки и критика со стороны родителей, отсутствие внимание к детям приводят к развитию обидчивости, озлобленности к другим, «более любимым» детям;
· Жестокость: при полном подчинении воле родителей и применении физического насилия дети становятся угрюмыми, утаивают гнев, что в дальнейшем становится частой причиной возникновения проблем с психикой;
· Повышенная ответственность: такой вид воспитания нередок в неполноценной семье, когда мать неосознанно или специально перекладывает часть ответственности на ребёнка;
· Двойственность и противоречивость: в случае несовпадения точек зрения родителей о методах воспитания ребёнка.
Одной из основных проблем этой группы – неуспеваемость в учёбе, что объясняется как эмоциональной неустойчивостью и минусами в воспитании, так и возрастающим объёмом получаемых знаний. Это можно решить, уделив больше внимания к успехам подростка, поощрением дополнительных увлечений и совместном преодолении проблем в образовании.
Возрастные проблемы
Лабильность психики, возникающая из-за несоответствия строения пока ещё формирующейся коры головного мозга и требованием времени подстраиваться под изменяющиеся условия среды, характеризуется повышенной возбудимостью, обидчивостью, плаксивостью, вспыльчивостью. Для мальчиков свойственны вспышки агрессии из-за повышения уровня тестостерона, поведение девочек меняется из-за наступления детородного возраста и начала работы эстрогенов. Для подросткового периода характерен юношеский максимализм: деление мира на «чёрное – белое».
Также очень часто встречаются случаи низкой самооценки в результате физиологических изменений во внешности подростка: угловатость или повышенный вес тела, возникновение проблем с кожей, ухудшение зрения и другое. Из-за этого многие подростки идут на крайние меры, стесняясь или боясь спросить совета у родителей или педагогов. К сожалению, свободный доступ к информации в мировой сети в настоящее время скорее вредит подрастающему поколению: начитавшись «умных советов» от блогеров или на форумах (где чаще всего люди не понимают, о чём говорят или пишут), молодёжь начинают пользоваться этими советами по перекройке своей внешности, не зная о последствиях. Поэтому необходимо с самых ранних лет налаживать самые доверительные отношения с детьми.
Индивидуальные особенности
Тут во многом зависит от темперамента – свойств личности, которые характерны для ребёнка с самых малых лет. Их различить нетрудно, если присматриваться к поведению ребёнка как можно раньше. А вот противодействовать им – задача непростая и требует усилий родителей, воспитателей и педагогов. Главный принцип: с раннего детства объяснять ребёнку, «что такое хорошо, а что такое плохо», иначе в подростковом возрасте закосневшие привычки убрать очень нелегко.