Черный квадрат Малевича. Ну вот он и передо мной - вот это искусство. Вот это я понимаю - шедевр! Стоп, откуда запах мяты в галерее? - самое время над этим подумать. Я стою среди людей, рассматривающих черное квадратное полотно. Между нами есть разница: я наблюдаю не за самой картиной, а за тем, как время уничтожает ее - на работе Малевича я заметил белые трещины, расходившиеся паутинкой по всему квадрату.
Основой картины является белый фон( Малевич сначала наложил белую краску на холст, затем черную), поэтому трещины белые с холодным оттенком. ВременнАя желтизна не коснулась их.
«Этим полотном Казимир Малевич поставил точку в традиционном восприятии искусства» - различаю немного хриплый голос экскурсовода среди разговоров школьников, которых не особо интересует происходящее. Бабушка-смотритель в углу зала поправила очки с кончика носа на лоб, теперь в ее глазах можно прочесть: «Дети - что с них взять?» Пожалуй, соглашусь с ней.
«…поставил точку…» - эхом доносится в голове. Закрасить белый цвет, то есть совокупность всех цветов, черным, который является отсутствием цвета - это интересное понимание «точки». Однако, не думаю, что экскурсовод вложил именно этот смысл. Малевич, когда писал свой квадрат упустил, видимо, одну деталь - время. И, если белый цвет - это традиционное искусство, а черный - современное, то можно ли считать белые трещины предвестниками заката современности? Возможно, я увлекся.
«Апчхи!» - чихает экскурсовод и ставит уже свою точку в повествовании на тему гениальности художника. «Пройдемте в следующий зал» - устало и раздраженно говорит он детям. Наблюдая за тем, с каким трудом передаются знания школьникам, я вспоминаю о зале сюрреализма в соседнем здании. Иду туда и все еще пытаюсь найти источник мятного запаха, но без прежнего энтузиазма.