Всю осень 1910 года Санкт-Петербург обсуждал страшную трагедию, которая произошла 24 сентября. В этот день в небе над Комендантским полем потерпел крушение самолет “Фарман”. Летчик разбился вместе со своей машиной. Это был знаменитый Лев Мациевич . Он прославился своим бесстрашием и исключительным мастерством, позволявшим ему виртуозно пилотировать далеко не самые совершенные в ту эпоху парапланы.
В сентябре в Санкт-Петербурге проходил первый всероссийский праздник воздухоплавания. Мациевич выступал на нем с показательными полетами. В тот трагический день летчик собрался взлететь на максимально возможную для "Фармана" высоту, но его машина развалилась в воздухе и на глазах у потрясенных зрителей рухнула на землю. Никаких шансов спастись у Мациевича не было, парашюты тогда еще не изобрели.
Одним из свидетелей трагедии оказался актер Глеб Котельников, выступавший на сцене Санкт-Петербургского народного дома. Пораженный тем что увидел, Котельников подумал о том, что летчик мог уцелеть, если бы располагал индивидуальным средством спасения. Он решил, что создаст такое средство, чего бы ему это не стоило.
Ровно через год Глеб Котельников представил миру то, что впоследствии будет названо парашютом. Но чтобы это произошло, будущему создателю спасательного средства пришлось резко изменить свою жизнь.
Парашют- устройство в форме зонта из ткани, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе. Конец XIX и начало XX века это период бурного расцвета воздухоплавания. Еще до появления первого самолёта небо заполонили воздушные шары, аэростаты и дирижабли. В ту пору они были примитивными и ненадежными. Уже тогда воздухоплаватели стали задумываться о том, как спастись при неминуемой катастрофе. К решению этой проблемы подключились конструкторы летательных аппаратов, известные изобретатели, ученые. Задача оказалась чрезвычайно сложной, все предполагаемые проекты не выдерживали критики авиаторов. И когда в 1911 году в России появился первый парашют, который был прост в использовании и отвечал всем требованиям безопасности, это стало настоящей сенсацией. Еще большее удивление вызвал тот факт, что изобрел этот парашют не специалист в сфере воздухоплавания, а театральный актер Глеб Котельников.
Глеб Котельников родился в 1872 году в Петербурге в семье институтского профессора , где увлекались музыкой, живописью и домашними театральными постановками. Поэтому Глеб с малых лет проникся сценическим искусством. Кроме того он научился играть на скрипке, мандолине, балалайке и даже стал сочинять музыкальные пьесы. Мальчик также любил мастерить механические игрушки, что поощрялось главой семьи, который углядел в сыне будущего инженера. Достигнув совершеннолетия, Глеб Котельников встал перед выбором куда пойти учиться: консерватория, театральное училище или политехнический институт. Но судьба распорядилась так, что Глеб ни музыкантом, ни дипломированным инженером не стал. Более того ему пришлось покинуть Петербург. Высшее образование Котельников получил в Киевском военном училище. Отслужил 3 года в армии, а потом 10 лет трудился в провинциальном акцизном ведомстве. Все свободное от работы время Глеб проводил в драматических кружках. В какой-то момент Котельников понимает, что театральная сцена это то, чем он хочет заниматься профессионально. В 1910 году Глеб возвращается в свой родной город на Неве и устраивается актером в Санкт-Петербургский народный дом. И тут судьба Котельникова резко меняется.
1910 - это тот самый год, когда в Питере на празднике воздухоплавания разбивается легендарный летчик. Потрясенный трагедией, Глеб забывает о театре. Все его мысли поглощены только одной идеей-создать средство для спасения пилотов. Через неделю после трагедии квартира Котельникова превращается в мастерскую. По всему помещению разбросаны куски материи, ремни, медная проволока, деревянные брусья, ножи, молотки, отвертки. Ночью Глеб рисовал, чертил, делал выкройки, днем мастерил, сколачивал рейки, сшивал куски материи по готовым лекалам. Это были изделия, напоминающие зонтики в различных вариантах. Потом эти зонтики изобретатель сбрасывал с крыши. Каждый проведенный эксперимент тщательно анализировал, исправлял ошибки, переделывал неудачные образцы, искал новые материалы и в конечном счете остановился на шелке. чтобы рывок при раскрытии купола не повредил позвоночник, изобретатель разделил стропы и прикрепил их к двум подвесным лямкам. Свое изделие изобретатель испытал на манекене, сброшенном с башни. Система работала!
В августе 1911 года Котельников написал военному министру Сухомлинову письмо. Для рассмотрении заявки была представлена специальная комиссия, которая не вдаваясь в подробности и игнорируя доводы автора, отказалась от него. Но сдаваться изобретатель не собирался. Спустя полгода он все-таки запатентовал свой парашют, правда не России, а в Париже, где Котельников продемонстрировал свое изобретение французским авиаторам.