Генеральный атторней является юридическим советником для каждого департамента правительства и различных государственных органов. Генеральный атторней выступает представителем государства во всех разбирательствах, касающихся обеспечения исполнения закона и охраны общественных интересов и прав человека.
Это полномочие сходно с традиционным правом Генерального Атторнея в Англии как представителя "общественных интересов" для выступления против определённых судебных исков, которые были поданы в суды, либо инициировать их по собственному усмотрению.
Так, на практике зачастую происходит вступление Генерального атторнея в ход судебного разбирательства в тех случаях, когда частные лица не обладают необходимыми знаниями и навыками, либо не обладают необходимой право- или дееспособностью в отношении определённого вопроса права. Ярким примером такой деятельности атторнея выступает его участие в делах, касающихся абортов и права на жизнь не родившихся детей.
Статья 30 Конституции Ирландии, как отмечают некоторые ирландские учёные, признаёт политический характер должности Генерального атторнея как поборника общего блага общества.
Вместе с тем, Генеральный атторней выполняет свои обязанности независимо от действующего Правительства. Генеральный атторней защищает конституционность законопроектов, направленных в Верховный суд в соответствии со статьей 26 Конституции.
Эта статья указывает, что Верховный суд, состоящий из не менее чем пяти судей, должен рассмотреть каждый вопрос, поставленный Президентом в соответствии с этой статьей для принятия решения и, заслушав аргументы Генерального атторнея или высказанные от его имени, а также аргументы назначенного судом советника, должен принять свое решение в открытом судебном заседании в возможно короткий срок, но не позднее шестидесяти дней с даты такой передачи.
Выступая в таких случаях в качестве блюстителя общественных интересов, атторней также реализует функцию конституционного контроля в отношении проверяемого законодательства. Кроме того, в некоторых случаях атторней самостоятельно обращается с подобными обращениями в высшие судебные инстанции Ирландии, однако, в большинстве случаев, в заседаниях участвует не он, а другие старшие барристеры, выступающие от его имени.
Генеральный атторней Ирландии до недавнего времени обладал "правом первого выбора" в отношении назначения на вакантные судейские должности в высших судебных инстанциях страны. Однако с 1995 года данное неформальное правило не применяется в связи со следующими событиями.
В начале 1994 года Генеральный атторней Гарольд Уилихан (Harold Whelehan) выразил заинтересованность перед Премьер-министром Альбертом Рейнольдсом (Albert Reynolds) в выдвижении его на должность Председателя Высокого суда, если такая вакансия вдруг появится. Было известно, что тогдашний Председателя Высокого суда достигнет возраста выхода на пенсию в сентябре 1994 года, на эту должность будет назначаться новый Председатель Высокого суда, и, следовательно, она станет вакантной. Рейнольдс выразил Уилихану неформальное согласие на то, что он поддержит его кандидатуру для Высокого суда в случае, если возникнет такая вакансия. Это как раз и являлось выражением неформального правила о том, что атторней обладает "правом первого выбора" на судейские должности.
Летом 1994 года в ирландских СМИ достаточно широко обсуждалось нежелание тогдашнего вице-премьера и лидера Лейбористской партии Дика Спринга (Dick Spring) поддерживать кандидатуру Уилихана на вероятную вакансию.
В сентябре 1994 года тогдашний председатель Высокого суда Лайам Гамильтон (Liam Hamilton) был выдвинут правительством для замещения должности Главного судьи Ирландии, который освободился вследствие выхода на пенсию предыдущего судьи Финли, чем была создана свободная вакансия Председателя Высокого суда Ирландии.
В отношении такого возможного назначения имелись серьёзные разногласия, для преодоления которых был даже образован неформальный комитет, состоящий из четырёх правительственных министров.
На встрече между премьер-министром и вице-премьером, состоявшейся 9 октября 1994 года, были согласованы основные положения законопроекта о судах, которые существенным образом реформировали порядок назначения на судейские должности. Тем самым был выработан компромисс, в результате которого Уилихан назначался на вакантную должность председателя Высокого суда взамен того, что будут приняты поправки в законодательство о судах.
Это стало основой для Билля о судах и судебных служащих 1994 года, который был направлен на рассмотрение в Парламенте министром юстиции в ноябре 1994 года.
Однако, данный билль был изменён в связи с "падением правительства", произошедшим через месяц.
А изменённая версия билля 1994 года впоследствии была принята в качестве Акта о судах и судебных служащих 1995 года.
Читай продолжение в статье.