Найти тему
Libertà

КАКАЯ ПАРА ВЫЗЫВАЕТ НЕДОУМЕНИЕ В ФИЛЬМЕ МОСКВА СЛЕЗАМ НА ВЕРИТ

кадр из фильма
кадр из фильма

Фильм «Москва слезам не верит» – режиссер Владимир. Меньшов 1980г.

В ролях: Катя – Вера Алентова, Гоша – Алексей Баталов.

Кинофильм "Москва слезам не верит" получил "Оскар", как лучший фильм на иностранном языке в 1981 году. Бесспорно, работа режиссера Владимира Меньшова и всех актеров получила заслуженную оценку.

Начнем с Кати. Героине фильма не повезло с личной жизнью. Слегка соврала Рудику, приняла за любовь обычный роман. Ждала любви, большой и чистой, осталась с ребенком. Все бывает, Катя оказалась сильной, справилась. В конце первой серии фильма "Москва слезам не верит" героиня Алентовой засыпает в слезах, просыпается уже состоявшейся женщиной с почти взрослой дочерью.

кадр из фильма
кадр из фильма

Казалось бы, все хорошо. Во второй серии фильма Катя - директор комбината. У нее хорошая квартира, машина, т.е. по тем временам все очень даже неплохо. Имеется и любовник, Владимир, которого сыграл артист Олег Табаков. Правда, Катя возвращаясь от него, по дороге сама себе покупает цветы и повторяется финал первой серии. Рыдания в подушку.

Хочется спросить: « О чем рыдаем, девушка?» Если в начале фильма для этого была причина, то после визита к Володе ее не очень видно. Он не смотрел на дорогу в ожидании Кати, стоял себе, читал газету, и по дороге вел речь об автомобиле. Чего вы ждали, Катя? Той большой и чистой? В этом месте ее точно нет.

В 80-х годах было очень крепкое понятие муж-семья. И в фильме "Москва слезам не верит" у героини Алентовой эта связка довольно прочно закреплена. Понятная и нормальная связка для нормальной женщины. Беда в том, что Катерина при всей своей силе, закомплексована по поводу одиночества.

Kristina Volkova

По этой причине каждый встречный-поперечный мужчина воспринимается ею, как потенциальный принц. В этом она мне напоминает героиню Н. Гундаревой из кинофильма «Вас ожидает гражданка Никанорова». Правда, там все еще более запущено.

Итак, Катя имеет двух подруг, из которых одна замужем, а вторая разведена. Общаться есть с кем. Дружат давно и очень красиво. Из этой троицы Катя состоялась наиболее успешно. Это стоило труда и сил. Почему же она такая слабая вне комбината и друзей?

Катя не бегает по городу в поисках жениха, но внутри она находится в постоянной готовности его встретить. Как раз в это время в ее жизни возникает Гоша, позиционирующий себя, как потенциальное счастье одинокой женщины. Он и не особенно ухаживает и не слишком церемонится даже при первой встрече. Гошу очень хорошо сыграл А. Баталов.

кадр из фильма
кадр из фильма

На вторую встречу, устроенную им самостоятельно, Гоша является без приглашения, без цветов и даже без карамельки. Меня очень удивило то, что Катя при этом повела его к себе домой. То есть, все нормально? Мы не привыкли к ухаживанию, и не стоит привыкать? Может быть, стоило бы намекнуть о театре, или хотя бы кино для начала? Нет – Катя сразу тащит свое сокровище в дом и проигрывает 100 очков.

Дома герой А. Баталова ведет себя, как и положено супермену из электрички. Бесцеремонно, как потенциальный сожитель. Обзор хаты, холодильника, ужин и «до выходных». Причем, видно, что Катя еще в некотором шоке, но довольна найденным самородком.

кадр из фильма
кадр из фильма

Дальше в кинофильме "Москва слезам не верит" идет сцена пикника и дифирамбов в адрес Гоши. «Смотри и цени, какого мужика отхватила».

Очень интересный момент в кинофильме, когда Катя присущим ей (и актрисе Вере Алентовой) директорским тоном делает Гоше замечание по поводу драки. Он тут же заявляет, что если Катерина (хозяйка дома и любимая женщина) еще раз себе такое позволит, то он, Гоша, больше в этом доме не появится. О как надо! Вот тут ему следовало дать пинка. Но, Катя сникла, как лютик. Все – Гоша уже выиграл партию без всяких объяснений в любви.

кадр из фильма
кадр из фильма

Их и не было с его стороны – ни объяснений, ни обещаний, ни каких-то планов. Катя пела соловьем, о том, как она и на бочок повернет, и пылинки сдунет. Гоша молчал и радовался, что нашел такую Катю.

Мужик сказал – мужик сделал. Гоша таки уходит, узнав, что его Катерина директор комбината. То есть, по квартире и машине он предполагал, что она мастер? Не верю Гоше – это игра. Частично игра, чтобы подмять женщину еще плотнее, частично – его, Гошины, комплексы слесаря, гордившегося тем, что он слесарь.

Что плохого в слесаре – я не знаю, но для Гоши это трагедия. Мужчина в социальной иерархии ниже женщины. Если учесть, что Гоша не полный дурак и догадывался, что его дама не мастер и не продавец бакалейного отдела, то почему он ушел? Во-первых, чтобы дать понять, что слов на ветер не бросает, а во-вторых – побыть одному и выпить.

кадр из фильма
кадр из фильма

Гоша не алкоголик, иначе его нашли бы под столом, а не за столом. Но, то, что человек неделю сидит дома, забыв любимую работу, и бухает, говорит о многом.

Только не Кате, которая всю неделю рыдает о потерянном сокровище. «У него нет недостатков» - говорит она подругам. Трогательно.

Катя, ваш Гоша – сплошной недостаток. Последним шансом было сидеть спокойно и встретить его с каменным выражением лица. А еще лучше, забыть, как кошмарный сон.

Гоша вернулся, ура. Что он говорит? – Ничего. Никаких объяснений, сожалений о том, что любимая женщина плакала.

-У нас есть обед? – интересуется Гоша.

Это финиш, полный. Поздравляю вас, Катя, вы попали. Точнее, вас больше нет. Гоша полностью управляет ситуацией. Если он скажет, вы и с комбината уволитесь, и будете радостно мести улицу.

Что самое главное – Гоша вас не любит.

ПРИГЛАШАЮ ОБСУЖДАТЬ, ГОЛОСОВАТЬ, ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ