Найти тему

Кино в деталях ... "Камилла Клодель,1915"

Посмотрел фильм «Камилла Клодель, 1915» (2013). Культового режиссера Брюно Дюмона. В главных ролях: Жюльет Бинош, Жан-Люк Винсент, Роберт Лерой. Но в целом мы видим на экране только Жюльет Бинош, это фильм одной актрисы и все остальные не могу даже приблизиться к ней.

Фильм можно назвать подвигом Бинош и дело даже не в том, что она провела несколько месяцев в настоящей психиатрической лечебнице с настоящими психически больными людьми. Дело в том, что она медленно, но верно погружалась в болезнь, создавая сумеречный образ погружающегося в безумие человека. Это не просто опасно, проживать такое на экране опыт, который моет даровать только Творец. Понятно, что в возрасте Бинош сойти с ума уже затруднительно, но… То как она это делает- создает полную иллюзию не просто утраты душевного здоровья, но постепенного и планомерного погружения в болезнь. Сюжет картины довольно прост- Огюст Роден имел красивую и талантливую ученицу, которая стала его любовницей и долгие годы не только спала с ним и вдохновляла на творчество, но и своим творчеством открывала перед маэстро новые горизонты. После смерти Родена, когда его мастерскую и все скульптуры открыли для публики и выставили на обозрение, а отделить его работы и ее могли только они в двоим, она почувствовала себя одинокой и лишенной содержания. Это содержание было отдано Родену, как и ее жизнь. Она смогла отдать мастеру свою жизнь физическую, но не смогла творческую… После этого Камилла Клодель (героиня Жюльет Бинош) запирается в своей мастерской на годы. Оттуда ее извлекают по настоянию ее брата, писателя Поля Клоделя и помещают в психиатрическую лечебницу. В лечебнице она постепенно теряет рассудок, все ее занятия — это ожидание приезда брата и боль. Она не может работать, как скульптор (интересно, что родители Бинош были скульпторами) и постоянно боится. Она смертельно боится за свою жизнь.

Над фильмом работали:

Брюно Дюмон - один из моих любимых режиссеров, он любим настолько, что я долго не рассказывал о нем. Каждый его фильм — это шедевр и достояние мирового кинематографа, я уверен, что мы расскажем о каждом, а сейчас только назовем самые титулованные:

  • «Жизнь Исуса» (1979)- «Золотая пальмовая ветвь» каннского кинофестиваля
  • «Человечность» (1999)- «Золотая пальмовая ветвь» каннского кинофестиваля
  • «Фландрия» (2006) - «Золотая пальмовая ветвь» каннского кинофестиваля
  • «В тихом омуте» (2016) - «Золотая пальмовая ветвь» каннского кинофестиваля

Не понятно почему его фильм «29 пальм» с русской историей или «Хадевейх» о котором мы писали или «Вне сатаны» не получили такие награды. Они так же великолепны.

Жюльет Бинош - одна из самых красивых женщин французского и вообще мирового кино. Потрясающая актриса, которую, как и Катрин Денев часто упрекают в том, что ее лицо не подвижно. Я не готов говорить об этом, но фильм «Камилла Клодель» где ее лицо практически неизменно показал такие переживания, что в общем … Мы писали о ее фильме «Ушерб» режиссера Луи Маля и так сюжет и картина вращается вокруг нее, странно, что за этот фильм она получила только номинацию на «Сезар»- причем пятую. Через год она снялась у Кшиштофа Кисьлевского «Три цвета: синий» и тут уж просто нельзя было не заметить ее гениальность- «Сезар», «Крылатый лев» в Венеции и даже номинация на «заморский» «Золотой глобус» бледная награда за великую роль. Далее следовал «Английский пациент» с «Оскаром», «BAFTA» и прочим. Великая роль, где любимая женщина умирает, не оставляя смысла жить мужчине. Гениальная история, представленная в слащавом кино режиссером Мингелла. Кассовый «Шоколад» в паре с Джонни Депом с кучей номинаций и «Копия верна» режиссера Киорастами за который она получила свой главный трофей «Золотую пальмовую ветвь». Она появилась в «Космополисе» Дэвида Кроненберга и в последнем фильме Брюно Дюмона «В тихом омуте». Много работала с Ханеке «Скрытое» и «Код неизвестен». Снималась в «Кушетка в Нью-Йорке» Шантиль Акерман. «Хвала тебе, Мария» у Годара. В «Невыносимая легкость бытия»- моей любимой истории Милана Кундеры.

Возвращаясь к впечатлению от фильма. Героиня боится- страх это самое сильное чувство человека, которое и делает его человеком. Он покидает нас последним и даже душевно больные его испытывают. Приступы паники и страха свойственны всем, по крайне мере я их испытываю регулярно. Героиня мечтает жить с родными и ей невозможно больно принять, что они все ее оставили. Последняя улыбка… Последняя улыбка, как улыбка Моны Лизы мы будем с ней жить и улыбаться. Как люди страдают шизофренией я знаю только по книге Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда бывала львом» и мне кажется, что показана история именно об этом.

Отдельно стоит обсудить образ ее брата Поля Клоделя. Типичного христианина мракобеса, который вопреки мнению врачей истязал свою сестру содержанием в лечебнице. Делал это он конечно из христианских добродетели. Попы и мракобесы вокруг них создали столько горя для людей… Нет наверно ничего, что принесло сравнимое количество страданий. Но нет этому конца, погружают в мракобесие и поповское бесовство мир снова и снова…. Когда они уже исчезнут с лица земли?

Трудное, камерное и медитативное кино. Посмотреть его сможет только зрелый человек. Не просто смотреть на экран, а пропустить через себя. Чувство страха, одиночества и безнадежности не самое простое чувство.

"Камилла Клодель,1915"