Иван Васильевич меняет профессию
В период съёмок фильма режиссёр Леонид Гайдай задумал снять один эпизод. В нём героиня Натальи Крачковской должна была перелезть через ограждение балкона снаружи, в погоне за Иваном Грозным, перепутв его со своим сбежавшим мужем. Наталья категорически отказывалась сниматься в этой сцене. Но её уговорили, и пообещали поставить под балконом для страховки люльку. Когда съёмка началась, вдруг подул сильный ветер, и люлька сорвалась вниз. Крачковская чуть не упала. Ей повезло, что её успел поймать за край одежды один из операторов. Эпизод снимать больше не стали, потому, что актриса категорически отказалась участвовать в этой сцене.
Мало кто знает, что в роли Жоржа Милославского Гайдай планировал снять Андрея Миронова. Но позже режиссёр изменил мнение. Он посчитал, что Миронов выглядит слишком субтильно на фоне Юрия Яковлева в роли Бунши. Поэтому на роль пригласили Леонида Куравлёва, который блестяще справился с ролью.
В роли царя и управдома изначально должен был сниматься Юрий Никулин. Но тот сам отказался от роли. Он посчитал, что произведение Булгакова, по которому был написан сценарий, цензура ни за что не пропустит. В те времена много хороших фильмов так и не дошли до кинотеатров, потому, что их посчитали «идеологически неправильными». Вот и Юрий Никулин побоялся связываться с этим материалом. Как ни уговаривал Гайдай своего друга Никулина, тот остался непреклонен. И даже повышенный гонорар, обещанный Никулину, не сподвиг его изменить мнение.
В фильме цензура придралась к нескольким эпизодам, которые Гайдаю пришлось исправить. Когда Бунша в костюме царя спрашивает: «А кто платить будет?», Жорж в первой версии отвечал: «Народ, батюшка!» В исправленном варианте было сказано: «Во всяком случае не мы!»
В эпизоде, где Милославский звонит Шпаку по телефону, он говорит: «Алло, добавочный номер – 3.62». Это была многим знакомая цифра. Именно столько стоила тогда бутылка водки.
Невероятные приключения итальянцев в России
Оказывается, этот фильм был снят исключитеьно по финансовым соображениям. Итальянская кинокомпания осталась в долгу перед «Мосфильмом» после съёмок «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука. В счёт покрытия суммы долга студии договорились о съёмках совместной картины. Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали сценарий, и съёмки начались.
В процессе съёмок Андрей Миронов сам исполнил почти всю трюковую часть в фильме. Он на скорости выбирался из салона на крышу машины, сам спустился из окна 6 этажа на ковровой дорожке. Он даже висел на разведённом мосту в Ленинграде, над проплывающим пароходом.
Актёров-итальянцев выбирала другая сторона, хотя Рязанов обычно сам всегда утверждал исполнителей. Но итальянская сторона собиралась сэкономить на актёрах, поскольку не верила в успех фильма.
Трое светских актёров смогли побывать в Италии, что было по тем временам очень необычным событием, ведь в те годы существовал «железный занавес». В Италию поехали сам Рязанов, и актёры: Евстигнеев, Миронов, Аросева. Все они с удовольствием провели в Риме несколько недель.
Д’Артаньян и три мушкетера
Многие не знают, что изначально Михаил Боярский был приглашён на роль Рошфора. Он прибыл с опозданием на съёмку и вбежал в павильон, растрёпанный и запыхавшийся. В этот момент режиссёр Юнгвальд-Хилькевич решил, что Боярский вовсе не Рошфор, а Д`Артаньян. А первым претендентом на роль Д`Артаньяна был Валерий Золотухин. Роль герцога Бэкингема была предложена Игорю Костолевскому. Но он отказался от неё.
А другой талантливый актёр, Василий Ливанов, потерял роль из-за опоздания на съёмку. Он уже был утверждён на роль Атоса, но не смог вовремя явиться на съёмки, чем вывел из себя режиссёра. И Ливанову быстро нашли замену: Вениамин Смехов стал Атосом.
Сцены с фехтованием на шпагах были очень опасными. Однажды Борис Клюев проткнул Михаилу Боярскому щёку. Повезло, что шпага не прошла дальше, иначе всё могло закончиться печально.
Подписывайся на канал, что бы не пропустить много нового и интересного. Проявляй активность комментариями и ставь палец вверх