В соответствии со статьёй 30 Конституции предусматривается должность Генерального атторнея, являющегося советником Правительства по вопросам законодательства и правовых оценок, осуществляющий и выполняющий все полномочия, функции и обязанности, которые ему поручены или возложены на него Конституцией или законом.
Генеральный атторней должен назначаться Президентом по совету Премьер-министра. Генеральный атторней не должен быть членом Правительства.
Все преступления и проступки, которые подлежат наказанию судом, не являющимся судом суммарной юрисдикции, должны от имени народа преследоваться Генеральным атторнеем или другим лицом, уполномоченным в соответствии с законом действовать с этой целью.
Генеральный атторней может в любое время оставить свой пост, подав заявление об отставке Премьер-министру для представления Президенту. Премьер-министр может по основаниям, которые он сочтет достаточными, требовать отставки Генерального атторнея. В случае отказа подчиниться требованию Президент должен отложить назначение Генерального атторнея, если так советует Премьер-министр. Генеральный атторней должен уйти в отставку со своего поста после ухода Премьер-министра.
До принятия Акта о судебном преследовании преступлений в 1974 года, который учредил Управление Генерального прокурора, производство по всем делам с обвинительным актом в любом суде были инициированы Генеральным атторнеем. Управление Генерального прокурора было создано после принятия указанного Акта 1974 года. В соответствии с этим законом Генеральный прокурор имеет право осуществлять все функции государственного обвинения по уголовным делам и некоторые иные полномочия.
До обретения независимости государства главными юридическими должностными лицами в Ирландии были:
- Генеральный атторней
- Генеральный солиситор
И некоторые другие:
- сержант (Serjeant)
- Юрисконсульт (Law Adviser)
В соответствии с секцией 6 Акта о министрах и секретарях 1924 года, полномочия и функции Генерального солиситора, Юрисконсульта, Парламентского советника (Parliamentary Draftsman) и Главного государственного солиситора (Chief State Solicitor) передавались Генеральному атторнею Ирландского Независимого Государства.
Со вступлением в действие Конституции 1937 года был создан Конституционный Офис (Управление) Генерального атторнея. Основная роль Генерального атторнея заключается в том, что он является советником правительства по вопросам права, принимая участие в заседаниях кабинета министров в этом качестве. Начиная с образования независимого Ирландского государства должность Генерального атторнея занимали 29 человек, некоторые из которых занимали этот пост более одного срока. Первым Генеральным атторнеем Ирландии стал Хью Кеннеди (Hugh Kennedy), который впоследствии стал Главным судьёй Ирландии.
Как правило, лицо, занимающее должность Генерального атторнея, является практикующим членом Коллегии барристеров и старшим барристером. Генеральный атторней является неформальным лидером Коллегии, иными словами, он является самым старшим барристером организации. Исключением было назначение в 1977 году на эту должность Джона Келли (John M Kelly). Профессор Келли работал в качестве младшего барристера в начале 60-х годов. Затем он покинул Коллегию, будучи назначенным профессором юриспруденции и римского права в Университетском колледже Дублина (University College of Dublin). В 1969 году Келли был избран депутатом в Палату представителей. Буквально перед назначением на должность Генерального атторнея, он "оделся в шёлк" для того, чтобы стать страшим барристером.
Хотя этого нигде и не закреплено, Генеральный атторней, как правило, прекращает заниматься частной практикой барристера во время нахождения на этой государственной должности. Во всяком случае, это уже является сложившейся традицией в Ирландии.
В настоящее время должность Генерального атторнея Ирландии занимает Сеймус Филип Вулфи (Séamus Philip Woulfe). Он приступил к выполнению своих должностных обязанностей с 14 июня 2017 года.
Генеральный атторней является юридическим советником правительства и принимает участие в его заседаниях. Атторней консультирует правительство по правовым вопросам, которые возникают до начала или на заседаниях Правительства, в том числе вопросы о том:
- соответствует ли предлагаемый законопроект положениям Конституции, актам и договорам Европейского Союза или другим международным договорам, участниками которых является Ирландия.
- может ли государство ратифицировать различные международные договоры.
Кроме того, Генеральный атторней представляет государство во всех судебных разбирательствах с участием Ирландии.
Читай продолжение в статье