Появление детей вносит в нашу жизнь хаос, который мы пытаемся упорядочить своим воздействием. Но порою, мы слишком увлекаемся порядком и предсказуемостью, загоняя себя и детей в слишком тесные рамки. Насколько родителям важно быть последовательными или стоит проявлять гибкость?
Хаос эмоций
Бывает разное настроение, устал или злишься. Быть всегда последовательным — это из области идеального родителя, т.е. некий «сферический конь в вакууме». Мы же с вами, достаточно хорошие, и это, надо сказать, детям только на пользу. Разнообразие — признак здоровья, если это касается природы, мы все это понимаем. Но ведь человек тоже часть природы, как ни пытается спрятаться от неё за бетонными стенами, переселившись в виртуальную реальность. Но мы функционируем по её законам, хотим того или нет, в том числе наша психика и эмоции. Любой родитель имеет право испытывать разные эмоции и не нужно скрывать их от ребёнка, но можно и нужно показать пример как с ними справляться.
Весь спектр эмоциональных реакций от тихой ярости до бурной радости — это хаос. Умение выражать негативные и позитивные эмоции социально-приемлемым способом — методика.
Методика и хаос в обучении
Мы как весы, всё время должны взвешивать. Что в данный момент полезнее для развития ребёнка: спонтанная игра или продуманная последовательность уроков. Чей-то пусть и гениальный, но усредненный учебный план или сиюминутный интерес вашего реального ребенка? Следование правилам или расширение возможностей за счет их умелого нарушения?
Адаптивность — то качество, которое стоит прежде всего развивать у детей в современном мире.
Всё так быстро меняется, мы живём вчерашним днём, не можем предсказать что понадобиться в будущем, какие знания, навыки? Какие профессии появятся, а какие умрут?
Всё что мы можем и должны — научить детей учиться. Уметь самим находить источники знаний и их добывать. Уметь перестраиваться и переучиваться. Уметь расставлять приоритеты. Мир очень сложен, как сориентироваться? И кто это сделает за нас?
Наши дети родились в новом мире и они лучше к нему приспособлены, чем нам кажется. Но всё же нам есть чему их научить. У нас есть опыт, но мы не становимся от этого автоматически мудрее и авторитетнее. Важно как мы этот опыт осмыслим, какие уроки извлечём и сумеем ли сами перестроиться в трудной ситуации или будем упорно следовать старой схеме с упорством барана.
Балансируйте
Как и в любых других областях жизни, всё дело в балансе. Очень сложно его соблюдать, поскольку родители по натуре разные, кто-то педантичен, кто-то импульсивен. Тут не поможет механистичный подход: 10 минут играем, потом 10 минут учимся. Нет, так не сработает. В этом и сложность и ответственность родительской роли.
Осознанность и включенность в данный момент, развитая интуиция помогут определить что лучше в данный момент: спонтанность или последовательность.
Да и позвольте себе ошибки, это ценные уроки.
Читайте об играх с малышом 2-3 лет.