Князь Всеслав Брячиславич один из самых колоритных и загадочных персонажей, появляющихся на страницах "Повести временных лет". Он прожил около 80 лет, успел захватить Киев и Новгород, стать прототипом былинного героя Волха Всеславича и был памятен автору "Слову о полку Игореве". В исследовательской литературе Всеслав часто называется "князем-оборотнем", "чародеем". Что мы знаем о нём на сегодняшний день?
1044 — 1066
Под 1044 годом "Повесть временных лет" сообщает о смерти Брячислава Изяславича — сына Изяслава Владимировича и внука Владимира Святого и Рогнеды. В этой же записи летописец рассказывает о рождении Всеслава "от волхования" и объясняет этим лютый нрав полоцкого князя.
В 1044 году. И выкопали двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и крестили их кости, и положили их в церкви святой Богородицы. В том же году умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава. И Всеслав, сын его, сел на его столе. [Тот], которого мать родила от волхвования. Поскольку когда мать его родила, было язвено ему на голове. Тогда сказали волхвы его матери: «Это язвено навяжи на него, чтобы носил до своей смерти». Так Всеслав носит его на себе и по сей день, из-за чего немилостив на кровопролитье (Здесь и далее — перевод Godiua).
Что означает "язвено" не вполне понятно. Известный лингвист и литературовед Роман Якобсон в соавторстве с Марком Шефтелем в 1949 году опубликовали статью "The Vseslav Epos", где высказали предположение, что под "язвено" в летописи подразумевается кусочек плаценты, который Всеслав должен был носить на голове как оберег до самой смерти.
В этой же статье, исследователи предполагают, что в рассказе летописца, равно как в былине о Волхе Всеславиче, отразился общий для славянских народов фольклорный сюжет о чудесном ребенке, который станет героем, богатырём, и будет обладать способностью к перевоплощению и колдовству:
В двух концах славянского мира, в сербохорватской и славянской традиции с одной стороны, в польской и, особенно, кашубской с другой стороны такой ребёнок предопределён стать сверхъестественным существом. Он удачливый и славный волшебник, наделённый чудесной силой, вторым взглядом и высшей магической способностью: он может по своему желанию изменять форму своего тела, превращаться в животное, конечно, ночью, как волк <...>, приобретая волчий кровожадный нрав. Короче говоря, он становится, как и Всеслав, "немилостивым в кровопролитии", ибо кровожадность является характерной чертой волка и оборотня... [Jacobson and Szeftel 1949: 59]
Правы ли Якобсон и Шефтель? Во всяком случае, связь между былиной о Волхе Всеславиче, фрагментом "Слова о полку Игореве" и летописной записью 1044 года определённо прослеживается. Напомним, что в "Слове о полку Игореве", написанном в первой трети XIII века, Всеслав "метнулся к Киеву, подперевшись как будто клюками", а после, обернувшись "лютым зверем в полночь", отворил врата Новгороду.
Не исключено, что сам Всеслав оказал столь мощное впечатление на своих современников, закрепившееся и перевоплотившееся в устной славянской традиции, или, напротив, создал свой образ в соответствии с бытующими фольклорными преданиями и представлениями.
Тем примечательнее, что через 20 лет Всеслав Брячиславич предстанет на страницах Повести временных лет в образе жертвы политических интриг и благоверного князя-христианина, занимающего киевский стол не силой, а по воле обстоятельств. Этому предшествует вполне кровавый захват и разорение Великого Новгорода в 1066 году, почти полностью опущенное в рассказе киевской летописи, но раскрытое в тексте Новгородской первой летописи:
В 1066 году. Пришёл Всеслав и взял Новгород, с женами и с детьми; и колокола снял у святой Софии. О, великая была беда в тот час! И паникадила снял.
О том, что побудило киевского летописца рассказать о Всеславе как положительном и правоверном герое и войти в противоречие со словами в записи 1044 года, я расскажу во второй части этой статьи. А пока — несколько полезных ссылок:
Статья Р. Якобсона и М. Шефтеля (eng) — https://archive.org/details/russianepicstudi42jako/page/n5
(Здесь же можно прочесть текст былины о Волхе Всеславиче на русском языке).
Переводы "Слова о полку Игореве"— http://slovoopolku.ru/slovolihachev
Лаврентьевский список "Повести временных лет" — http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Laurence/contents.htm
Источники
Зализняк А.А. "Слово о полку Игореве": взгляд лингвиста. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Леонова В.В. Всеслав Полоцкий в "Слове о полку Игореве": авторские интенции и мифологический контекст.
Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики.
Новгородская первая летопись старшего и младшего извода.
ПСРЛ. Т.1, 2. Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись.
Сапунов Б.В. Всеслав Полоцкий в "Слове о полку Игореве".
Соколова Л.В. Образ Всеслава Полоцкого в "Слове о полку Игореве"
Соколова Л.В. Смысловая функция перекличек рассказов об Олеге Святославиче и Всеславе Полоцком в «Слове о полку Игореве».
Jacobson R., Szeftel M. The Vseslav epos // Russian epic studies. Ph., American folklore society, 1949. Pp. 13-86.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Друзья! Если вам понравился этот материал и вы бы хотели читать что-то подобное в будущем, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии — буду вам признательна и благодарна за фидбек.
Ваша Godiua