Отмечу сразу: о вреде никотина мы говорить не будем. Всем известно, что курить вредно, мы все умрем и так далее. Цель статьи в другом: показать разницу между профессиональным специалистом и дилетантом оказавшимся «на веревках» случайно. Сразу отмечу, что критерии приведенные ниже относительны и не являются исчерпывающими, тем не менее определенное представление получить можно. Самое удивительное, что даже работая на ответственных проектах мы сталкивались со столь удивительными персонажами, что только диву даешься, как вообще эти люди могли оказаться в безопорном пространстве. И это при том, что гражданское строительство это не кружок моделистов, а серьезная отрасль, подконтрольная государственным органам. и, казалось бы, ну не может тут быть фриков, тем не менее они были есть и будут.
Начнем с головы: на ней должна быть каска! Это обязательное обязательное условие для проведения работ. В далеком 2004, когда мы начинали карьеру в промальпе это был далеко не обязательный аксессуар. На тот момент действовали временные правила, которые мало кто считал нужным читать. Более опытные коллеги давали наставления из серии: "Каска нужна в горах, на стройке кепка летом, а шапка зимой." Либо вообще говорили, что это все для новичков и трусов. Однако, работая на международных проектах даже старые высотники были обязаны защищать голову, так как технический надзор не совсем зря получал зарплату. Правда ребята проявляли определенную смекалку, как правило использовали горнолыжные или велосипедные шлемы. А однажды я собственными глазами видел мотоциклиста, который с поднятым забралом обследовал дымовую трубу. Если учесть, что дело было летом, то можно только догадываться как тяжело ему было перемещаться по переходным площадкам без вентиляции головы.
Следующим пунктом стоит или скорее висит веревка. начнем с того что их должно быть минимум две. Разговоры о том, что тут не очень высоко или вторая нужна тем кто боится не имеют права на жизнь. Аспекты перемещения по деревьям и работу в опорном пространстве мы не рассматриваем. В споре о производителях, качестве и оптимальной цене нет смысла: ведется он очень давно и вряд ли закончится. Но важен один принципиальный момент: независимо от брэнда, типа пропитки, заводской маркировки и количества прядей она не должна иметь визуально заметных повреждений.
В профессиональном жаргоне есть прекрасное слово для обозначения подобных разрывов, они называются "грыжами". Так бывает, что при проведении высотных работ можно повредить оплётку, но этот участок не используется далее, а по окончанию спуска отрезается, а если человек зная о проблемах все равно работает на битых линиях, то возникают вопросы об уровне его подготовки. И главное: в случае падения никто не останется в выигрыше: ни промальп, ни заказчик, ни организатор.
Еще один важный аспект: высотники не работают в одиночку. Несколько раз нам в письменном виде приходилось обосновывать и заново доказывать эту аксиому. По мнению руководящего состава это слишком дорого особенно с учетом командировочных и накладных расходов и даже прямые ссылки на межотраслевой стандарт не дают мгновенного положительного результата.. Вспоминаю рассказ старого коллеги: в далеких 90-х люди часто "висели" сольно. Дело было не только в лихости, но и в жадности. Так вот, в ходе работ он сильно повредил руку и не мог подняться наверх, в итоге пришлось звонить другу, который приехал и буквально спустил на грешную землю. Не обязательно два промальпа должны перманентно болтаться на ветру, но без подстраховки трудиться не только тяжелее, но и опаснее. Несколько раз я принимал участие в реальных спасательных работах. а что было бы, если бы человек завис, без напарника и без резервного комплекта снаряжения? К тому же при парном взаимодействии любую задачу можно выполнить гораздо быстрее.
Отдельного разговора заслуживает снаряжение, но об этом вопросе мы поговорим в следующий раз.