Найти тему
Эрудитус

Как татары несли просвещение в Китай

Оглавление

Первые татарские семьи, по некоторым данным, появились в данном регионе ещё в 30-е гг. XIX века. Ущемление прав, политика насильственной христианизации, нестабильная экономическая ситуация приводят к тому, что 1830 году во время воинской службы несколько парней (Исмагыйль, Бахаветдин, Шарафи, Хисаметдин) пересекают границу и убегают в сторону Алтайских гор в Китае. Там они основывают деревню Балбагай.
В конце XIX-XX вв. татары в Китае жили в двух противоположных друг от друга по географическому положению частях страны – Западном (Синьцзян) и Северо-Восточном (Маньчжурия) Китае.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/10/12/15/15/on-2844848_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/10/12/15/15/on-2844848_960_720.jpg

Истоки зарождения

Благодаря особой склонности к занятиям торговлей и указу 1775 г. об учреждении купеческих сословий, татарские предприниматели и купцы начали активно вовлекаться в дипломатические и торгово-экономические отношения России со странами Востока.

Фактически эти изменения и подтолкнули активную миграцию татар в регионы Центральной Азии. Имевшиеся на то время традиции торговли, знание местных обычаев и языков, принадлежность к мусульманской религии способствовали успешности торговых операций, формированию в этих регионах татарского торгового капитала, татары становились важными посредниками в международной торговле.

Около 20% учащихся были дети других национальностей: уйгуры, узбеки, казахи, киргизы, дунганы и китайцы.

Благодаря школьным реформам Габдуллы Буби, большое внимание начинает уделяться физическому здоровью учащихся. Школьные стены покрывали плакаты с надписью: «В здоровом теле - здоровый дух». Начинают обучать волейболу, баскетболу. Появляются футбольные команды. Проходят спортивные соревнования среди учащихся, среди школ. В дальнейшем эти традиции перенимают уйгурские, узбекские и казахские школы.

В библиотеках всем были доступны произведения татарских писателей. Издавались учебники на татарском языке: “Мөкәммәл хисап”, “Гомуми тарих”, “Халык тарихы”, “Татарча әлифба китабы”. А 1947 году в Кудьже был издан сборник стихов Г.Тукая. Всё это способствовало патриотическому воспитанию, детям прививали любовь к родине, гордость за свой народ.

Большое внимание уделялось нравственному воспитанию. Обсуждались такие вопросы как помощь родителям, добропорядочность, дружественное отношение к окружающим. Идея равенства мужчин и женщин.

Татары играли активную роль в развитии просвещения братских тюркских народов. Повсеместно участвовали в строительстве национальных школ, учительствовали в них. Например, Махсуд Мухити, приглашенный из Казани Хайдаров Сайрани, в 1914 году организовал школу для уйгурских детей в Турфане.

Будущие великие деятели

Из стен этих школ выпустились будущие революционеры, ученые, писатели, просветители, государственные деятели, такие как: Абдулла Аббас,Абрахим Аббас, Алим Сайфуллин, Азат Миркасыйм, Асхат Хасани, Акбар Вали, Хамит Хакими,Хасан Бикметов,Рауф Якушев, Рабин Шакир,Райхана Бикметова, Рашит Айгузин, Зариф Дулат,Зульфия Шакир, Саттар Салих,Шамсия Валиева, Габделбар Валиев,Галиб Бикчантаев, Гакиф Хасанов,Корбанбиби Садыйкова, Клара Аббас, Махира Бикчантаева, Масхут Валиев,Марфуга Аббас, Махфуза Ахметшина, Мидхат Кадыйров, Миркадам Мухаммадъяров, Мурат Шахиди, Нурбай Абдусалих, Ирек Сайрани, Илдус Ахматов и др.

Исчезновение школ

Однако произошедшие с конца 1920-х до середины 1940-х годов общественно-политические изменения в Восточном Туркестане привели к деградации духовной жизни народа. Это связано с приходом к власти в 1928 году диктатора Ян Цзэнсиня. Он не уделял никакого внимания развитию вопросов просвещения, полагая, что управлять легче и лучше невежественным народом.

https://www.pinterest.ru/pin/864057878495022150/
https://www.pinterest.ru/pin/864057878495022150/

Несмотря на все старания татарских просветителей, школьное дело пошло в упадок, более того, было подчинено интересам диктаторского режима Шэн Шицая. Даже буквари и учебники татарского языка для начальных классов были пропитаны политикой. Например, в напечатанном в 1941 году татарском букваре можно прочитать:

«Смерть предателям Родины!», «Если враги нападут на нас, наша армия всегда готова к отпору».

Таким образом, татарских детей с первых дней воспитывали в духе ненависти к мифическим врагам и изменникам. Букварь был подготовлен и издан Илийским татарским просветительским обществом. В 1934-1943 годах культурно-просветительским обществом. В 1934-1943 годах культурно-просветительские общества, созданные правительством Синьцзяня, были откровенными пособниками режима.

Власти Синьцзяня не ограничивались тотальным контролем за школьным образованием. Они развязали массовые репрессии против безвинных представителей татарской интеллигенции, в частности учителей. Их бросают в тюрьмы, пытают, выбивают абсурдные признания, многих лишают жизни.

https://www.pinterest.ru/pin/864057878495022067/?nic=1a&sender=864058015916063990
https://www.pinterest.ru/pin/864057878495022067/?nic=1a&sender=864058015916063990

Власти запрещают читать книги, периодические издания из Казани, Оренбурга, Уфы, изымают и сжигают их. Такие факты были в частности в Кульдже и Чугучаке. Когда, например, арестовали Закиржана Алдагарова, у него конфисковали все имущество, в том числе и обширную библиотеку.

В условиях тотального правления Шэн Шицая татары Восточного Туркестана при всём желании и материальных возможностях не могли иметь национальную печать.

Но несмотря ни на что, люди всеми силами старались сохранить свою национальную идентичность, язык, обычаи, традиции.