- Инстинкты резко отличаются от проявлений разума и еще одним свойством,—они, как мы видим из наблюдений Гедеона, заложены в организме иногда еще до появления его на свет, — они наследственны. Разум, наоборот, никогда не бывает врожденным—он развивается при жизни путем упражнения, подражания я научения. Его главными составными частями являются: память, удерживающая и накапливающая результаты опытов и переживаний, а также способность связывать, или, как говорят, ассоциировать отдельные явления. Разум — это нечто, приобретаемое животным в течение его жизни на основании собственного жизненного опыта. Инстинкт, напротив, вырабатывается в продолжении существования вида, передается от одной особи к другой по наследству и у каждого отдельного существа имеется уже вполне готовым, сложившимся и заложенным в нервной системе организма совершенно также, как деятельность какой - нибудь машины заложена в ее механизме.
- Проявления душевной жизни у животных, которые можно было бы отнести к области разумных действий, очень скудны и обычно совершенно по¬давлены проявлениями инстинктов. Они занимают второстепенное место, но все же имеются в виде слабых зачатков даже у беспозвоночных.
- У насекомых, например, с, несомненностью установлено существование памяти, — правда, очень элементарной. Пчелы, осы и шмели прекрасно находят дорогу к улью или ко гнезду, и опыты проф. В: А. Вагнера показывают с полною убедительностью, что насекомые при этом запоминают дорогу по окружающим предметам. Память насекомых и вообще беспозвоночных животных очень ограничена, по числу запоминаемых явлений, и очень слаба, — она требует постоянного повторения действий для того, чтобы они в ней сохранялись. У высоко организованных позвоночных, напр., у наших домашних животных, как всякому известно, падать иногда обнаруживает такое же развитие, как и у человека. Собака и лошадь прекрасно запоминают и отдельных людей, и дорогу и местность.
- Способность связывать различные явления, «ассоциировать)) их, по мнению некоторых исследователей, совершенно отсутствует у беспозвоночных, тогда как другие—допускают ее у насекомых и раков в самом ограниченном виде. У высших позвоночных присутствие этой способности было доказано с несомненностью многочисленными опытами. Опыты эти ставились таким образом, что животное (обезьяна, кошка, собака) сажалось в клетку, дверца которой закрывалась более или менее сложным механизмом. Для того, чтобы выбраться из клетки, животное должно было проделать те или иные операции с затвором—поднять или опустить рычаг, потянуть за веревку и т. п. Первый раз оно проделывало это случайно и оказывалось на свободе. Затем его снова помещали в клетку, и тогда оно обыкновенно уже через более короткий срок повторяло то же действие, чтобы снова освободиться. В мозгу его произведенное действие связывалось с освобождением — возникала ассоциация. Торндайк, который произвел много таких опытов, убедился в том, что обезьяны устанавливают ассоциации гораздо скорее и легче, чем собаки и кошки.
- Ассоциации более простые доступны, однако, и низшим позвоночным, например, рыбам. В одном из опытов щука была посажена в аквариум, перегороженный зеркальным стеклом на две половины. В другое отделение был посажен карась. Щука, видя карася, яростно бросалась на него и должна была 50 раз удариться в зеркальное стекло перегородки, чтобы запомнить, что данного карася схватить нельзя. Карась оказался еще менее податливым на научение, — он 117 раз бросался на червей, помещенных внутри стеклянной трубки и потому видных ему, но не доступных. Но, зато раз научившись, карась не трогал червей, которых ему клали в аквариум даже и безо всякой трубки!
- Благодаря памяти и способности образовывать ассоциации, животные, особенно высшие, могут учиться,—в этом и заключается главное проявление их разума.
- Человек, вследствие развития своего головного мозга, получил эту способность в особенно высокой степени. Он учится с первого момента своего появления на свет и до самой смерти. Все впечатления, воспринимаемые его органами чувств, накопляются в его памяти и, сцепляясь между собою в сложные ассоциации, дают основу тому драгоценнейшему орудию в борьбе за существование, которому имя — человеческий разум!