Тема саморазвития, улучшения себя и своей жизни с каждым годом все популярнее. Миллионы людей по всем миру пишут и читают об этом книги, проводят и смотрят лекции, обсуждают на форумах и в личных беседах, спрашивают у различных гуру и проводят собственные эксперименты.
Развивается целый рынок со своим спросом и предложением. Множество разных форматов, от привычных с детства до совсем нестандартных.
Я расскажу о своей классификации саморазвития. Прочитайте статью, познакомьтесь с ней и выберите, что подходит именно вам.
Куда пойти учиться
Я перечислю основные форматы (на мой взгляд) и их очень краткую характеристику. Для более подробного знакомства с каждым из них необходима отдельная статья с примерами. При этом конкретные методики и практики могут одновременно относиться к нескольким группам.
Важно понимать, что все эти форматы не зависят от сферы, которую мы развиваем (физическая, духовная или другая). Каждую сферу жизни можно развивать разными способами и даже несколькими одновременно.
1. Одиночка-экспериментатор, сам себе инструктор.
Читатель книг, слушатель "внутреннего голоса", искатель контактов с природой, ученый-исследователь и другие одиночки.
Минимальный контакт с другими людьми. Максимальная погруженность в себя и свой взгляд на изучаемые явления. Поиск прямых контактов с силами природы, авторами книг и разных первоисточников. Высочайший риск ошибок, минимальная ответственность перед другими.
Рекомендую лишь новичкам вначале пути. Полностью этот способ может подойти только исключительным гениям и сверхчувствительным к информации и энергии людям, способным учиться буквально у всего и имеющих систему защиты от собственных заблуждений.
2. Регулярные тематические занятия.
Психологические и йога клубы, спортивные секции и творческие кружки и множество других вариантов временных групп, особенно распространенных в крупных городах.
Задачи измеримые, состав группы меняется, прогресс постепенный, целенаправленный, обычно с присутствием Мастера, наставника, развитие относительно шаблонное, глубина разная, результаты тоже. Лайт версия для занятых городских жителей.
Рекомендую для тех, кто хочет неспешно решать свои задачи без ожидания быстрых результатов и при небольшой цене. Для тех, кто хочет познакомиться с новой сферой, направлением саморазвития, конкретным специалистом при минимальных затратах.
3. Изолированное сообщество.
Закрытые школы и кампусы, монастыри, ашрамы, лагеря, общины, экспедиции.
Уникальность в максимальном отрыве от других контактов и источников знаний либо сильном ограничении их влияния. Скорость развития более высокая, как и цена, во всех смыслах. Интенсивность может быть разной. Могут быть перекосы с адекватностью и экологичностью (из-за отрыва от естественной среды). Более высокий порог входа и выхода из системы.
Рекомендую для тех, кто хочет глубоко разобраться в вопросе, чувствует в себе достаточно сил и возможностей, готов к испытаниям, гибок к условиям жизни и четко знает чего хочет.
4. Закрытое сообщество.
Системы различных клубов с условиями участия, личных групп одного Мастера, потоковые курсы, тренинги.
Отличаются периодическим набором людей, после которого группа закрывается и не принимает новых участников. Длительность от 1-2 дней до нескольких лет. Часто отличаются более комплексным подходом, взаимной мотивацией участников, совместной деятельностью, готовой программой обучения, внутренней иерархией, системностью или научностью подхода.
Рекомендую для тех, кто хочет развиваться с поддержкой других по проверенной траектории и измеримыми результатами.
5. Открытое сообщество.
Группы выпускников закрытых сообществ, неформальные собрания коллег и единомышленников, социальные движения с открытым входом, городские пространства.
Часто отличаются минимальной иерархичностью, свободным входом и выходом, разнообразием используемых методов и решаемых задач, включением в практическую деятельность. Саморазвитие может выступать не главной целью, а общим фоном, необходимым для реализации различных проектов.
Рекомендую тем, кто имеет достаточно личного опыта саморазвития, ищет общения, готов к экспериментам, творчеству и открыт к новым вершинам.
6. Учитель-ученик.
Личный тренер, наставничество, посвящение в традиции и обучение у Мастера.
Может существовать как отдельно, так и совместно с рядом предыдущих форматов. Отличается высокой приверженностью (как минимум на время обучения) определенным методам саморазвития, которые использует Мастер. Скорость развития потенциально высочайшая. Чаще всего развитие целенаправленное, уникальное, измеримое и глубокое. При условии, что Мастер может не только делать что-то сам, но и научить других.
Рекомендую для максимального погружения в тему и для решения наиболее приоритетных задач.
Если вы знаете свои цели и особенности характера, то вы сможете сделать оптимальный выбор для себя.
Какой формат вам ближе?