Несколько дней назад мы рассказали вам о нашей поездке на место концлагеря Аушвиц.
Сегодня мы продолжим рассказ об этом месте. Если в предыдущем посте мы рассказывали про Аушвиц-1, то сегодня мы поделимся впечатлениями об Аушвиц-2 или Биркенау.
Лагерь находился в деревне Бжезинка. Я точно не знаю, что это слово значит по-польски, но подозреваю, что нечто, связанное с березами, возможно, эквивалент русского названия Березовка. Такой вывод я делаю потому, что в воспоминаниях бывшего узника было сказано, что деревня так называлась, потому что вокруг росло очень много берез...
- Как проехать
Если вы заказали экскурсию в Аушвиц, то она как правило включает в себя посещение обоих лагерей. Поэтому из Аушвиц-1 в Биркенау вас отвезут.
Если вы на машине, то следуйте по ул. Станиславы Лещинской (кстати, знаковая фигура в истории Аушвица) и на круговом движении поверните налево. Буквально через 5 минут вы приедете к большой парковке у входа в мемориал. Google рисует, впрочем, вот такой маршрут:
2. Что посмотреть
В Аушвиц-Биркенау нужно просто медленно идти вдоль рядов сохранившихся и исчезнувших бараков. Поражаться размаху машины смерти, выкосившей здесь более миллиона человек. Смотреть фотографии, на которых узники еще живы. Чувствовать боль и печаль...
Вот прибывшие в лагерь евреи. Их привозили сюда ежедневно со всех концов оккупированной Европы. Как правило, для перевозки использовались вагоны для скота. Фотографию такого вагона мы уже приводили в нашем предыдущем посте.
Людей вытряхивали из вагонов грубо и бесцеремонно и сразу же проводили так называемую селекцию - матери с детьми, старики, инвалиды прямиком направлялись в газовые камеры, которые находились неподалеку. Мужчины и женщины, признанные годными для работы, регистрировались в лагере. Здесь им предстояло трудиться во славу рейха. А тут, на этой платформе, родители и дети, жены и мужья могли увидеть друг друга в последний раз.
Еще раз посмотрите на фотографии женщин с детьми. Через несколько часов после того, как их запечатлела камера, их уже не было в живых.
В воспоминаниях узников можно прочитать невероятные вещи. Один из заключенных долго не знал, что случилось с его семьей, пока во время сортировки вещей (а нацисты скрупулезно разбирали и сортировали все то добро, которое везли с собой евреи) не нашел в одном из мешков пальто своей маленькой дочки.
Другой стал свидетелем ужасающей сцены, когда мать, понимая, что с ребенком ей не спастись, буквально отказалась от малыша, отталкивала его от себя, утверждая, что это не ее сын. Плачущий мальчуган примерно трех лет бежал за нею и кричал: "Мама! Мама!"
На фотографиях выше - уцелевшие одноэтажные деревянные бараки. В них содержались тысячи евреев, поляков, русских, цыган. Это были холодные помещения, отапливаемые небольшими печами, поделенные на небольшие клетушки, в каждой из которой должны были уместиться не менее 6 человек.
На фото выше - барак №25 или Барак Смерти. Сюда отводили женщин, которые не прошли очередную селекцию, - больных, истощенных. Здесь они проводили без пищи и воды последние часы своей жизни. Отсюда их отводили в газовые камеры.
Сейчас от газовых камер и крематориев Аушвица мало что осталось. В конце 1944 года, когда стало понятно, что советские и союзнические войска приближаются к Германии, гитлеровцы начали уничтожать улики и взорвали здания динамитом. Но многочисленные свидетельства очевидцев и сохранившиеся документы доказывают нам - здесь была фабрика смерти, процессы которой были отлажены до мелочей.
Более миллиона человек было уничтожено в печах крематориев Аушвица. А в 1944 году во время операции по уничтожению венгерских евреев трупов было так много, что их сжигали в специально выкопанных рядом ямах.
Пепел от сожженных тел использовался в качестве удобрения. Но его было так много, этого пепла, что часть его сбрасывали в пруды, располагавшиеся рядом с крематориями. Памятные стелы рядом с одним из таких прудов гласят: "Памяти мужчин, женщин и детей, павших жертвами нацистского геноцида. Здесь лежат их останки. Да упокоятся их души с миром!"
Пройдя по территории лагеря, вы узнаете о том, какой была медицина в лагере. Например, вы не раз услышите о докторе Менгеле и его дьявольских экспериментах, узнаете об убийствах новорожденных детей - большую часть их топили в бочках сразу после рождения или убивали, вкалывая малышам фенол.
Находясь здесь, отчетливо понимаешь, как важно помнить о том, что происходило здесь. Никакая идея - ни политическая, ни националистическая - не стоит того, чтобы отнимать жизнь другого человека.
Наверное, именно об этом говорят таблички на множестве языков, установленные в Биркенау (эта табличка на венгерском):