Родственники из глубинки эмоционально обсуждают перспективы появления в квитанции по ЖКУ новой сроки — «страхование жилья от чрезвычайных ситуаций». Закон уже вступил в силу, и, как только власти регионов утвердят свои программы, можно ожидать появления новой статьи расходов в бюджетах местных жителей. Она, конечно, небольшая — страховщики говорят, что около 150 рублей в месяц, но у многих людей каждый рубль на счету.
«Ну зачем нам страховать свое жилье от ЧС, которого у нас отродясь не было? — сокрушается родня. — В нашем засушливом климате дома затопить физически нечем, пожары нам тоже не страшны, разве только землетрясения. Но разрушительные раз в сто лет случаются, а если мы не доживем или природа в этот раз решит силу не демонстрировать? А деньги каждый месяц нужно отдавать. Обидно».
С одной стороны, они правы, ведь разгулу стихии подвержены в России не все регионы, а страховать свое жилье от ЧС хотят приучить всех. С другой стороны, если страховать свое недвижимое имущество будут только в регионах, где регулярно случаются ЧС, то никакой страховщик не захочет с этим связываться. У него же сплошные расходы будут. Внакладе он не останется, только если застрахует недвижимость в одном неблагополучном регионе и паре-тройке беспроблемных.
Или если в программу включат помимо ЧС и более понятные простым гражданам риски. В Москве, например, программа страхования жилья не привязана к ЧС, а учитывает риски пожара, любого вида взрывов, аварий систем отопления и водоснабжения, сильного ветра, урагана и чрезмерных атмосферных осадков. Рассчитывается страховка исходя из площади жилья, умноженной на страховую премию, за один квадратный метр (в нынешнем году она составляет 1,87 рубля). И платят бюджет столицы и компании-страховщики регулярно — например, в прошлом году больше 5 тыс. московских семей получили в общей сумме 182 млн рублей. А если жилье полностью уничтожено, человеку гарантированно выделяют другое.
Но Москва — это город особый и совсем не бедный. Плюс программа работает с 1994 года. Регионы — совсем другая история. Провалилась же попытка запустить аналогичную программу в Краснодарском крае. По официальной версии, случилось это потому, что платеж не включили в квитанцию по ЖКУ. То есть сразу выпала из нее часть жителей, которые считают внимательное изучение платежки делом скучным и бесперспективным в плане сокращения коммунальных расходов. В итоге доля застрахованного жилья в регионе, подверженном селям, затоплениям и пожарам, не превысила 2%. Провал!
Как много шансов не провалить ее на сей раз? Да, немного. У такого страхования теоретически должно быть три источника финансирования: платежи населения, выплаты из федерального бюджета и из регионального. Насчет населения все понятно. Не переживать можно только за федеральный уровень — он наверняка свой вклад в спасение утонувших домов или сгоревшего имущества сделает. Насчет региональных я бы не обольщалась, в России ведь 70 регионов дотационные и только 16 денег у госказны не просят. А если регионы не включатся в кампанию по массовому страхованию жилья от ЧС, то она однозначно провалится.