Найти тему
Sid Vicious

Тени Апокалипсиса или рецензия на Total War: Attila

Доброго времени суток. В 2015 году вышла очередная игра в линейке Total War, Attila. Как следует из названия посвящена она была периоду времени когда жил и творил свои дела легендарный гунн Аттила прозванный в хрониках Бич Божий. Многими игроками эта замечательная игра воспринялась не как полноценная номерная часть серии а как какой-то непонятный аддон на Total War Rome 2 который жадный издатель в лице Sega заставил бедных разработчиков из Creative Assembly (далее CA) преподнести как отдельную игру. Но как известно, сколько людей, столько и мнений, а мы с вами посмотрим что же мы получили в итоге.

Этот обзор можно уже считать ретро. Но лично для меня, эта игра одна из самых любимых в серии. Ибо хардкор, но сделанный по уму. Все жестко, но логично. Оттого так вкусно.

Либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствует порядок и закономерность. Марк Аврелий.

В году 395 от рождества Христова произошло знаменательное для того времени событие. Скончался последний император единой Римской империи Флавий Феодосий прозванный Великим. Его наследие по его же указу оказалось разделено между сыновьями Аркадием и Гонорием, которым отошли соответственно восточная и западная части империи.

Все кампании в игре стартуют в 395 году. На выбор игроку предоставлено 26 фракций разделенных на 9 культур. (на скриншоте не хватает славян, не купил, выходили последними)

-2

Личные заметки

Изначально на карте существует 3 сверхдержавы, это 2 изначально союзных Римских империи и Сасаниды с кучей своих сатрапий. Наибольший интерес на мой скромный взгляд представляет игра за исторически погибшую в агонии Западную Римскую Империю (ЗРИ). Попытка спасти то что по всем игровым механикам обречено на смерть доставит вам глубокое удовлетворение от собственной крутости в случае триумфа и разочарование скрашенное яркими эмоциями в случае фиаско. Но ввиду хардкорности не рекомендую ее новичкам. Только матерым стратегам с солидным багажом за плечами. Наслаждение через боль познается исключительно на легендарном уровне сложности с отключенными ручными сохранениями на глобалке и невозможностью раздавать приказы в режиме паузы на тактике. Кампания за титульных гуннов фановая и любопытна в первую очередь тем что СА впервые обкатывали механику орды которую мы можем видеть у Хаоса и Бистменов в Total War Warhammer. Лично я слил первую попытку за них но быстро разобравшись в новой для себя механике прошелся катком по всей западной Европе закончив кампанию в северной Африке.

Глобальная карта

-3

При игре за оседлые народы игроку открывается типичный геймплей основанный на менеджменте своих поселений, развитии армии и военных походах с битвами на тактической карте. Но, всегда есть но. В Аттиле СА реализовали ряд интересных особенностей менежмента которые благополучно слили в последующем Вархаммере. К каждой провинции требуется ручной подход, буквально. Смотрите доступные ресурсы, цепочка разработки помимо плюшек в виде дохода и товаров для торговли дает нехилые дебафы по общественному порядку и уровню загрязнения, зачастую еще требует на свое содержание затрат пищи. Пища и золото - 2 столпа на которых держится экономика игры. Чтобы нейтрализовать дебафы строим религиозные здания для общественного порядка и здания бафающие санитарию. И те и другие требуют на свое содержание золото и пищу. Строим фермы чтобы подданным было что кушать а мы имели с этого дела монетку, но "О ужас!", опять дебаффы по санитарии - а низкая санитария - равно эпидемии и падающий доход и порядок. Переборщив с одним и недоглядев с другим можно получить больную, грязную, дотационную провинцию которая получает пищу от соседних провинций, при условии что там все хорошо. Универсального подхода нет. В каждой провинции нужно найти свой собственный баланс между санитарией, довольством населения, потреблением и производством пищи и приносимым доходом. Не занимаясь всем этим вы будете получать перманентные восстания, голод, эпидемии и скудный доход, что в конечном итоге загонит вашу фракцию в могилу. Особенно на легендарной сложности, где враги не простят вам ошибок. А проигрывать сражения вы будете, хоть и не часто.

Наблюдения.

С санитарией у Римских империй забавная история. Изначально им доступно имперское наследие в виде технологий позволяющих строить акведуки, водопровод и т.п., дающие самые большие бафы санитарии в игре. Но если развивать ветку христианства то постепенно вы растеряете их все, получив сомнительные бонусы от Церкви и Монархии. На практике выгодно обратить империю в язычество и вернуть золотое времечко бога Юпитера и компании. Или вовсе основать культ имени себя любимого Бога Императора. Игра позволяет.

-4

У кочевых фракций вся инфраструктура работает по схожему принципу, но упрощена, инфраструктурные постройки дают меньше дебафов чем у оседлых. Но и профита тоже меньше. В основном их главное назначение - получение пищи, доступ к новым юнитам и различные улучшения связанные с военным делом. Доход в режиме лагеря небольшой и казна большей частью пополняется за счет разграбления вражеских поселений. Механика орды предполагает агрессивную игру с раннего этапа. Гунны и белые гунны являются кочевыми племенами и не могут осесть. Прочие варварские фракции могут становиться ордой и могут становится оседлыми на новом месте по своему желанию. При этом вся заранее созданная инфраструктура орды разрушается. При последующем переходе к кочевому образу жизни придется все создавать с нуля.

-5

Еще одной уникальной особенностью глобальной карты в Аттиле является разбивка геймплея на главы, дожив до определенной даты вы получаете ролик на движке игры и изменяющийся в худшую сторону климат. Провинции с каждым разом становятся все более скудными, плодородные земли нищают, к мидгейму выжившие северные фракции практически полностью снимаются со старых мест и бегут, подгоняемые ордами гуннов на юг, в поисках лучшей жизни. Эта фишка отлично разнообразит геймплей и работает на общую атмосферу грядущего апокалипсиса и неминуемой гибели всего живого. Вкупе с впервые в серии реализованным разрушением поселений заходит на ура.

Семейное древо тоже снова в строю, закулисная борьба внутри вашей фракции ведется не на шутку и порой приводит к печальным последствиям в виде любимого много звездного генерала перешедшего на сторону сепаратистов."И ты Брут!" Игра в игре, которая требует самого пристального внимания.

-6

Рассмотрев особенности глобальной карты и немного разобравшись в презренном ремесле добычи золота и прочих ресурсов перейдем к единственно достойному мужей делу. Войне. Той что никогда не меняется.

-7

Когда гремит оружие - законы молчат. Цицерон.

Воевать придется много и часто. Тактический ИИ не гений, но банальных ошибок, вроде самоубийственных атак генералом или лобовых ударов легкой конницей, не совершает. Довольно умело флангует, пытается зайти в тыл, правильно пользуется конными стрелками, прикрывает пеших лучников и артиллерию. Сражаться с ним интересно. Состав войск в армиях ИИ тоже достаточно сбалансирован. Даже если по разнообразию это будут одни копья+луки да генерал, то они будут смешаны в разумных пропорциях.

-8

В общем то, долго распинаться по тактическому геймплею не имеет смысла, он традиционно для серии эпичен и хорош. Кровь льется рекой, костлявая собирает свой урожай, все выглядит сочно и вкусно. Отлично реализовали динамически распространяющийся по лесу или поселению при осаде огонь. Интерфейс выдержан в традиционном стиле, никаких инноваций. Мозаику второго Рима заменили на более привычные миниатюры юнитов. Любой человек знакомый с серией разберется в тактике довольно быстро.

Как говорилось выше, в игре сражаются 9 культур поделенные на фракции. У каждой фракции есть свои уникальные юниты, но общий пул у каждой культуры похож, что логично. Разнообразия хватает. Изначально на старте баланс хромал, в частности не работала правильно ударная конница, в следствии чего фракции с конным упором в линейке юнитов были не играбельны в мультиплеере, а у гуннов вообще была самая сильная по соотношению цена/качество пехота! Пехота, не кавалерия! Но уже ко второму патчу все пофиксили, а на сегодняшний день все вообще очень даже хорошо. Все рода войск работают как должно, разнообразия тоже хватает.

-9
-10

Недостатки

Основным недостатком является то что версия движка Warscape используемая в Аттиле так и не научилась нормально распределять нагрузку между процессором и видеокартой, вследствие чего у обладателей не самых топовых процессоров может страдать производительность. Не критично, но неприятно.

-11

Итог

Подведя итог хочу сказать что игра является достойным представителем линейки тотальной войны и придется по душе любому любителю стратегий. Эта игра бросит вам настоящий вызов своей сложностью и заставит провести за собой не один десяток часов, предложив при этом ряд любопытных механик не реализованных в других проектах серии. 9/10 в жанре варгеймов.