В лекциях Набокова по зарубежной литературе можно встретить довольно интересную мысль: "Пусть это покажется странным, но книгу вообще нельзя читать — её можно только перечитывать. Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель". И с этим сложно не согласиться.
Если книга мне нравится, то я обязательно ее перечитаю. Часто даже покупаю специально для этого бумажное издание, в то время как обычно довольствуюсь электронным. По-настоящему понять и полюбить произведение, в полной мере оценить его язык, почти невозможно с первого раза, в то время как каждое последующее "знакомство" открывает что-то новое.
Некоторые книги из своей библиотеки я уже перечитывала по пять-шесть раз и не планирую на этом заканчивать.
Но есть произведения, к которым я больше возвращаться не хочу и не буду. И, когда я думаю о таких случаях, то на ум приходят три названия:
1. "120 дней Содома, или Школа разврата" маркиза де Сада
Слышали об этой книге почти все, но мало кто действительно прочел. Я из чистого упрямства прошла весь путь от первой до последней страницы, потому что не люблю бросать начатое. И ощутила огромное облегчение, когда это испытание осталось позади. Отвращение и скука - вот и все, что может предложить повествование. Конечно, можно обратиться к разборам, критическим статьям, проанализировать идеи и найти много интересных мыслей и художественных приемов, но лично для меня оно того просто не стоит.
2. "50 оттенков серого" Э. Л. Джеймс
Само знакомство с этой книгой - результат моих попыток по возможности читать все, что становится популярным в наши дни. Слежу за трендами, так сказать. И если иногда такой подход помогает найти нечто по душе (например, " Элеанор Олифант в полном порядке" или "Когда бог был кроликом"), то куда чаще я остаюсь разочарована.
В случае с "Оттенками" меня никак не задел этический вопрос - эротическая литература имеет право на жизнь и бывает качественной. Меня не смущали сюжетные провалы, неправдоподобные герои и романтизация нездоровых отношений - потому что на это не оставалось сил. Я была слишком поражена и разочарована качеством языка. Это скучно и сложно читать, потому что создается впечатление, будто автор - весьма далекий от литературы подросток, который пытается своими словами пересказать другую книгу.
3. "Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи" С.А. Багдасарова
Я люблю научпоп, особенно интересно написанный. Очень люблю. "Страдающее средневековье", "История уродства", "Дерзкая империя", "Искусство и красота в средневековой эстетике" - заверните все и сразу. Но "Омерзительное искусство", несмотря на интересную концепцию и подбор материала, безнадежно убил для меня авторский юмор. Шуток (причем устаревших и низкого качества: кто сейчас еще шутит о леопардовых лосинах?) слишком много. Думаю, если разбить авторские вставки обо всем подряд и информацию об искусстве на два блока, то соотношение получится в лучшем случае 50/50. Я купила эту книгу, чтобы узнать побольше интересного о живописи, а получила сборник сомнительных анекдотов. Перечитывать точно не стану.
А какие книги сильнее всего разочаровали вас? Пишите в комментариях и не забывайте подписываться на канал!